Министр энергетики России Александр Новак отметил низкую экономическую целесообразность поставок газа в Европу по украинскому маршруту, в частности, по причине изношенности украинской газотранспортной системы и высоких расходов на ее содержание.
По оценкам глава Минэнерго РФ, украинское направление транзитных поставок газа "на сегодня является самыми дорогим" для России по сравнению с транзитом по газопроводам "Ямал-Европа" и "Северный поток–1".
В интервью изданию "Газета.ру" Александр Новак привел пример целесообразности использования старых моделей марки "Жигули" при наличии современных моделей "Лада" при оценке целесообразности поставок газа по украинскому маршруту.
Министр также привел еще один наглядный пример, заявив о том, что представители ряда европейских стран, заявляя о необходимости использования украинской газотранспортной системы для поставок газа в ЕС пытаются заставить граждан РФ ехать из Москвы в Петербург не на "Сапсане", а с использованием "старой железнодорожной инфраструктуры, старого локомотива, старых вагонов".
Помимо комментариев о нерациональности дальнейших инвестиций в устаревшую инфраструктуру украинской ГТС Александр Новак также напомнил о смещении на север основных центров добычи газа в России, что также говорит в пользу применения других транзитных маршрутов.
– Если сравнивать с "Северным потоком–2", особенно транзит, из чего складывается транспортная составляющая? Есть ли понимание, что нам сейчас будет дороже транспортировать газ через Украину, нежели чем через "Северный поток"? Около $3 млрд в год мы, по-моему, сейчас тратим на транзитные издержки с Украиной? Не сравнивали ли Вы это?
– Необходимо сравнивать стоимость тарифа на прокачку 1000 кубических метров газа на 100 км. Если говорить о существующих маршрутах, которые сегодня используются для транзита российского газа, то украинское направление, на сегодняшний день, является самим дорогим и там самый высокий тариф установлен – он в 2–2,5 раза выше, чем другие маршруты. Чем, например, такие маршруты, как "Ямал-Европа", чем "Северный поток–1".
Это обусловлено, в первую очередь, тем, что украинская газотранспортная система создавалась около 50 лет назад, тогда были еще старые технологии, достаточно большой износ основных фондов, большие потери при транспортировке газа. Реализация новых газотранспортных систем, которые строятся, такие как "Турецкий поток", "Северный поток–2", основана на самых последних современных технологиях, которые используются в этой области. Это трубы большого диаметра, это высокое давление, высокая скорость передачи газа, низкие потери.
Кроме этого, существенный вопрос расстояния поставки газа из центра добычи до европейского потребителя. Например, у нас центр добычи на сегодняшний день находится на Ямале, это Бованенковское месторождение.
Маршрут "Северного потока–1" через Балтийское море оттуда до Германии на 1885 км короче, чем через украинскую ГТС. При том, что украинская газотранспортная система, как я уже сказал, в достаточно изношенном состоянии с большими эксплуатационными расходами и так далее. Она требует просто огромных вложений, миллиардов евро для того чтобы ее восстановить и модернизировать до уровня хотя бы соответствующих современным технологиям. Какой смысл использовать, "Жигули", если у вас есть современный автомобиль, "Лада", например, если не говорить о каких-то иностранных моделях.
Поэтому себестоимость транспортировки газа по "Северному потоку–1" на сегодняшний день обходится почти в 2 раза дешевле потребителю, чем себестоимость транспортировки по газовой системе Украины. И это нормально, это конкуренция. Это в любом виде экономической деятельности. Строятся новые дороги, старые становятся менее эффективными. И автомобильные, и железные. Появляются новые виды маршрутов перевозок грузов морским путем. С использованием современных технологий. Чем отличается газотранспортная инфраструктура, как вид деятельности по транспортировке газа, от других видов деятельности? Ничем. Должны использоваться наиболее эффективные, конкурентноспособные (маршруты), создающие возможность экономить, в первую очередь, потребителю. И создаваться условия для неувеличение расходов на закупку газа из транспортных расходов.
Представьте, вам предложили, допустим, поехать из Москвы в Петербург. Вы хотите через 4 часа на "Сапсане" уже добраться. А вам бы сказали: "Нет, вы не можете ехать, потому что вы должны использовать старую железнодорожную инфраструктуру, старый локомотив, старые вагоны. Вот езжайте, пожалуйста, по ним, по-другому вы не можете". Но это просто нонсенс какой-то, на самом деле. Со стороны некоторых европейских стран, особенно восточноевропейских стран.