Возможно, достаточно скоро. Словно ниоткуда на голову обрушатся плохие новости: резко взлетят цены на нефть, начнется паника на рынке или людей охватит сильный страх. Правительства заметят угрозу слишком поздно. Начнется новая рецессия.
В ответ центральные банки начнут снижать процентные ставки для стимулирования заимствования и инвестиций.
Однако во время финансового кризиса и после сорока лет снижения процентных ставок и инфляции произошло неизбежное. Ставки, столь искусно управляемые центральными банками, достигли нулевого уровня, не оставив мегарегуляторам иного выхода, как воспользоваться непроверенными альтернативными мерами.
Десять лет спустя, несмотря на изматывающие дебаты, экономисты до сих пор не могут решить, как лучше всего управлять миром.
Во время новой рецессии "нулевая нижняя граница" (zero lower bound или ZLB) процентной ставки почти наверняка вновь больно ударит. Когда это произойдет, центральные банки воспользуются таким инструментом, как количественное смягчение (создание денег для покупки активов), и пообещают удерживать ставку низкой в течение длительного времени.
Но такая политика окажется менее эффективной, чем в прошлом. В отсутствии твердого политического консенсуса использование любого неортодоксального инструмента, скорее всего, будет недостаточно мощным, чтобы вызвать быстрое восстановление.
В целом экономисты видят два возможных выхода (оба были озвучены на недавней конференции Института международной экономики Питерсона). Во-первых, это изменение монетарной стратегии.
Бен Бернанке, председатель Федеральной резервной системы во время последнего кризиса, предложил оригинальный подход: когда экономика в следующий раз столкнется с ZLB, центральный банк должен мгновенно принять временный целевой уровень цен (temporary price-level target).
Другими словами, это будет обещание восполнить недостаток инфляции, произошедший в результате спада. Если рецессия вызовет инфляцию ниже целевого уровня в течение года, центральный банк должен будет пообещать терпеть инфляцию выше целевого уровня, до тех пор пока цены не поднимутся до уровня, который они достигли бы без спада.
Если в это поверят, то обещание принесет оптимизм, начнут расти расходы и, как итог, экономика восстановится до своего здорового уровня. Повышение цели по инфляции снизит частоту и негативный эффект эпизодов ZLB.
Однако населению придется смириться с более высокой инфляцией в течение длительного отрезка времени, а не только после резкого спада.
Постоянный целевой показатель уровня цен, со своей стороны, заставит центральные банки реагировать на негативные последствия роста инфляции с помощью повышения ставки. Не совсем ясно, сможет ли центральный банк выполнить свое обещание.
ФРС не удалось достичь целевого показателя инфляции в 2% в течение последних пяти лет.
Предложение Бернанке не принесет ничего хорошего, если рынок не поверит, что центробанк выполнит обещание по достижению догоняющей инфляции (catch-up inflation), отмечает британский журнал The Economist.
Трудности, с которыми сталкиваются центральные банки, указывают на то, что более предпочтительным является второй вариант, который больше опирается на фискальную политику. О нем на конференции говорил Оливье Бланшард из МВФ.
До кризиса экономисты не рассматривали фискальную политику в качестве антикризисного инструмента. Стимулирование было неуклюжим, медленным и, учитывая проводимый регуляторами контроль, ненужным. Однако с близкими к нулю процентными ставками стимулирование, возможно, становится самым эффективным способом повысить спрос.
Правда при условии, что центральный банк будет действовать в унисон.
Хотя недавние события указывают на то, что на мегарегулятора не всегда можно положиться. В 2013 г. ФРС объявила, что начнет сокращать покупку активов, несмотря на низкую инфляцию и уровень безработицы выше 7%. Увеличение государственных расходов в подобных случаях ведет к повышению инфляции и может побудить центральный банк сдвинуть свой план по ужесточению политики.
Это ослабит (и, возможно, даже полностью ликвидирует) эффект фискального стимулирования.
Таким образом, фискальная и монетарная политика должны быть тесно скоординированы, но это приведет к утрате автономии центрального банка.
Центральный банк, который держит свое слово, в то время как фискальное стимулирование толкает инфляцию выше установленной им цели, фактически отказывается от своей независимости.
Независимость центрального банка была институциональным ответом на инфляцию 1970-х гг., так же как государственное управление бизнес-циклом было ответом на Великую депрессию.
В течение десяти лет (дольше в Японии) инфляция и процентные ставки держались на исторически низком уровне, даже когда государственный долг достиг неимоверных размеров, а центральные банки создали огромное количество новых денег.
Это стало серьезным вызовом для существующих институтов, а также для обычной макроэкономической логики.
Предлагаемые экономистами способы преодоления кризиса, возможно, не идеальны, но они, безусловно, могут смягчить и существенно сократить по времени будущие спады.