Бурение в Арктике может стать неприбыльным для Норвегии, если цены на нефть продолжат снижаться, отмечается в недавнем отчете, в котором рассматриваются лучшие и худшие сценарии для этого сегмента в контексте новой ценовой конъюнктуры на рынке нефти.
Этот отчет вышел сразу после объявления тендера, в результате которого было выдано рекордное количество лицензий на бурение в Арктике - 102, причем большая часть из них - в Баренцевом море.
Авторы отчета Мэдс Грикет и Кнут Ейнар Росендал пересматривают в сторону понижения предыдущие правительственные оценки прибыльности разведки в Арктике, которые были сделаны еще в 2012 и 2013 гг., когда цены на нефть были намного выше, чем текущие: $49 за баррель нефти Brent.
Сегодняшние цены, уверены авторы отчета, могут привести к убыткам в размере $240 млн (или около 2 млрд крон) при самом негативном сценарии.
При самом позитивном сценарии прибыль составит $4,92 млрд (или 41 млрд крон). Для сравнения, согласно оценкам 2012-2013 гг. прибыль должна составить $6-33,6 млрд (50-280 млрд крон).
Имеет смысл пересматривать основные показатели экономической прибыли крупных проектов с определенной периодичностью, особенно после таких серьезных изменений в ценовой конъюнктуре нефтяного рынка за последние пару лет.
Однако стоит отметить, что этот отчет был выпущен организациями Greenpeace и Nature and Youth, которые в настоящий момент судятся с норвежским правительством как раз из-за планов правительства по разведке на углеводороды в Арктике.
Согласно организациям правительственные планы нарушают Парижское соглашение и и конституционное право народа жить в здоровой и безопасной окружающей среде и передать ее будущим поколениям.
Правительство не прокомментировало отчет, отметив, что он будет представлен в суде в качестве доказательства, когда начнутся судебные слушания в ноябре этого года.
Однако последние новости о норвежской нефтегазовой промышленности дают основания предполагать, что бурение в Арктике получает быстрое развитие и поддержку.
В течение последних двух недель нефтегазовая компания Statoil объявила о том, что было обнаружено нефтяное месторождение Kolje в Баренцевом море, а также было запущено бурение в другом месте в том же море.
Помимо этого, Управление по безопасности в нефтегазовой промышленности Норвегии одобрило третий проект бурения в Баренцевом море.
По оценкам в этом море содержится более половины всех неразведанных морских запасов углеводородов Норвегии, при этом климат в этом регионе стал чуть менее суровым, что открыло возможности для дополнительной разведки.
Арктические экосистемы очень уязвимы, и именно это стало причиной того, что "Гринпис" выступает против нефтегазовой отрасли, и борьба, по всей видимости, предстоит жесткая.
Тем не менее, учитывая то, что 65% норвежских неразведанных запасов нефти и газа расположены в Баренцевом море, оно является очень привлекательным направлением для Statoil и партнеров, среди которых такие компании, как Exxon, Eni, Total, Chevron и ConocoPhillips, также российская "Роснефть".
А вот ценовой аргумент звучит не так убедительно, чтобы убедить кого-то, что у бурения в Арктике нет будущего.
Еще в феврале агентство Bloomberg сообщило, что бурение на норвежском арктическом шельфе в этом году достигнет рекордного уровня. В феврале цены на нефть были не намного выше, чем сегодня.
Важно упомянуть, что Statoil является одним из мировых лидеров по росту эффективности и сокращению расходов, а кроме того, у компании неплохая история в сфере безопасности.
Согласно отчету Greenpeace, в период с 2015 по 2016 год был зафиксирован рост серьезных инцидентов в компании всего на 0,1 пункта, что фактически равно 0,2 и 0,3 инцидента на 1 млн рабочих часов в год на каждый год соответственно.
На нефтегазовую продукцию приходится значительный объем ВВП Норвегии.
Большая часть добываемых в стране нефти и газа отправляются на экспорт, так как сама Норвегия продвигает идею «экологически чистого» и устойчивого развития.
Это и называют норвежским парадоксом.
Но вне зависимости от того, действительно ли это парадокс или нет, Норвегии нужны нефть и газ Арктики, и страна всеми способами стремится получить к ним доступ, чтобы обеспечить прибыльную добычу.
Энергетическая промышленность стремится снизить производственные затраты.
Затраты на защиту окружающей среды – это совсем другое дело, однако они станут ключевым вопросом, которому в ближайшем будущем будут вынуждены уделять много внимания как Statoil, так и ее партнеры, работающие в Баренцевом море.