Москва, 27 апреля. Нефтяные котировки окончательно обосновались в нисходящем тренде. Есть ли у российской экономики шанс пережить падение цен на углеводороды без серьезных потерь?
Цены на нефть марки Brent сегодня пробили вниз отметку $51 за баррель и пока даже не думают останавливаться. Во всяком случае поводов для оптимизма не наблюдается.
Бурный рост добычи в Штатах убивает все усилия ОПЕК и России по балансировке спроса и предложения на рынке. Официально признанный факт - добиться баланса не удалось, сокращение излишков запасов начнется только в том случае, если соглашение о заморозке добычи будет продлено еще на полгода. Такое мнение высказывают эксперты. Кстати, судя данным таможенных служб, поставки России и Саудовской Аравии на ключевые рынки растут, так что не совсем понятно, сокращаются ли вообще объемы добычи.
Тем временем накануне Минэнерго США сообщило о росте добычи в стране до двухлетнего максимума.
Очевидно, для нашей страны падение цен на нефть является крайне негативным фактором: экономика снова может свалиться в рецессию. Как бы ни хотелось, но экономика все еще сидит на "нефтяной игле", и серьезных подвижек к улучшению не поступает.
В начале года нефтегазовые доходы бюджета снова превысили 50%, и с этой цифрой спорить бесполезно. Также бесполезно объяснять снижение этого показателя по итогам прошлого года до 38% ростом несырьевого сектора. Это не так - доля нефтегазовых доходов упала из-за падения средних цен на нефть.
Российскую экономику во что бы то ни стало нужно реформировать, и об этом говорится уже достаточно давно. Нужен план действий, кстати, президент давал поручение разработать экономическую стратегию к 1 июня. Судя по всему, к этому времени ни Минэк, ни ЦСР подготовить полноценный документ не смогут, так что принятие стратегии, похоже, откладывается.
Впрочем, одна фактически готовая стратегия есть, и в ней есть конкретный набор мер по достижению высоких темпов роста ВВП и снижению зависимости от нефти в том числе. Она носит название "Стратегия роста" и подготовлена по поручению президента большой командой экономистов и представителей бизнеса под руководством уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова.
Основные меры данной стратегии направлены не на выполнения бюджетных задач, а именно на экономический рост и рост благосостояния населения. В рамках первоочередных мер предлагается добиться доступного финансирования для бизнеса путем снижения ставки ЦБ и развития дополнительных каналов финансирования, например проектного финансирования.
Кроме того, огромное внимание уделено реформе тарифов естественных монополий. Их постоянный необоснованный рост душит и бизнес, и население. К слову, в 2013-2016 гг. доля ЖКХ в структуре расходов выросла с 12% до 20%. Учитывая, что на протяжении всего этого времени мы наблюдаем падение реальных располагаемых доходов, экономика теряет один из главных факторов экономического роста - потребительский спрос. Росстат Еще одним важным звеном "Стратегии роста" является реформа госуправления. Кстати, о ее необходимости говорят и в Минэкономразвития, и в ЦСР. Проблема текущей модели заключается в том, что в стране нет никакой стратегии развития, как нет и органа, который бы отслеживал ее исполнение. Более того, основным инструментом управления являются поручения президента, которые зачастую не выполняются.
Именно поэтому нужно принять проработанную стратегию, создать штаб реформ, который будет выполнять роль организатора, проводника и координатора реализации экономической стратегии. Назначить ответственных и ввести показатель эффективности KPI. По такому пути проходили все успешные экономики.
Для успешного достижения поставленной цели - выхода на высокие темпы экономического роста - нужны и другие принципиальные изменения. Правительство должно иметь объективную информацию и отслеживать влияние реформ на динамику показателей. Для этого нужно применять новые информационные технологии на основе Big Data и в режиме реального времени. Авторы "Cтратегии роста" проделали в этом направлении колоссальную работу и уже имеют возможно получения и анализа таких данных от ФНС, что крайне важно, поскольку именно данные ФНС являются наиболее объективными.
Ну а пока у страны нет стратегии, отсутствуют утвержденные на уровне Президента РФ и Правительства РФ единые цели и задачи социально-экономического развития, что приводит к несогласованности денежно-кредитной, налоговой, бюджетной политик, нескоординированности действий органов власти, в том числе на федеральном и региональном уровнях.
Конечно, в этом случае падение нефтяных цен рискует создать для нашей экономики новые серьезные проблемы.