Прошло более месяца с тех пор, как цены на нефть ушли на отрицательную территорию. С тех пор они показали впечатляющее восстановление. У многих снова появился оптимистичный настрой на фоне того, что огромный переизбыток предложения и проблема ограниченного объема хранилищ, вроде бы, остались позади, а рынки умудрились избежать больших неприятностей.
Тем не менее, у трейдеров сохраняются неприятные ощущения: хранилища нефти крайне переполнены, на горизонте замаячил призрак очередной распродажи, типа той, которая была в апреле.
Танкеры, наполненные нефтью, все еще стоят в открытом море у берегов США, Китая, Европы и в других регионах, а уровни переработки по всему земному шару далеки от их обычных объемов.
Тем не менее, сейчас появился другой метод для продолжающегося безумия.
Высокие ставки нефтетрейдеров
Очевидная причина нехватки пространства для хранения нефти: мировое потребление нефти остается низким, несмотря на то, что экономика постепенно выходит из режима карантина.
В новом отчете МЭА прогнозирует, что в мае мировой спрос на нефть сократится на 25 млн баррелей в сутки по сравнению с прошлым годом, в июне он будет на 15 млн баррелей в сутки ниже аналогичного периода прошлого года, спрос в декабре окажется на 3 млн баррелей в день ниже.
Тем не менее, анализ прибыли нефтеперерабатывающих заводов говорит о другом.
За последние 8 недель спрэды на бензин значительно расширились. Крек-спрэды отражают экономику переработки барреля нефти в различные составляющие ее продукты. Это полезный показатель для измерения в реальном времени спроса на нефть и различных дистиллятов. И сейчас он показывает, что спрос на нефть может быть не таким низким, как предполагалось ранее.
Траектория переработок выглядит многообещающей и заставляет предположить, что может быть что-то еще, что можно винить в образовавшемся тупике.
Можно объяснить сложившуюся ситуацию умным трейдерам, которые следят за прибылью на фоне нефтяного контанго.
Bloomberg сообщил, что ряд нефтяных супертанкеров у побережья Южной Африки были зафрахтованы ведущими нефтяными торговыми компаниями, включая Vitol Group, Mercuria Energy Group Ltd. и Glencore Plc, через дочернюю компанию ST Shipping. Трейдеры якобы хотят купить дешевую нефть и продать более дорогие форвардные контракты, чтобы зафиксировать прибыль, либо пытаются просто сохранить нефть и дождаться роста цен на нефть и затем продавать.
Делая большие ставки на нефть, нефтяные трейдеры способствуют нехватке запасов нефти, усугубляют волатильность на рынках. Bloomberg подсчитал, что на танкерах достаточно нефти, чтобы удовлетворить 20% ежедневного спроса на нефть в мире. Этого более чем достаточно, чтобы сдержать цены и сохранить волатильность цен.
Процветание на хаосе
Тем не менее, именно в такой ситуации процветают нефтяные трейдеры. В январе Bloomberg сообщил, что десятки крупных нефтяных трейдеров получили многомиллиардные прибыли в 2019 году, во многом благодаря нестабильности рынков. Независимые трейдеры, типа Vitol Group, Mercuria и Trafigura, получили рекордно высокую прибыль. Но подобное убийство совершают не только независимые трейдеры.
Собственные торговые подразделения нефтяных гигантов, таких как BP Plc, Royal Dutch Shell Plc и Total Plc, получили еще большую прибыль, учитывая, что такая компания, как Shell, торгует 13 млн баррелей нефти в день, вдвое выше 7,5 млн баррелей в день, которыми торгует Vitol. Основная часть прошлогодней нестабильности вызвана перебоями с поставками.
В этом году нефтяные рынки были гораздо более волатильными, что, как и прогнозировалось, могло создать условия для очередного удачного года для нефтяных трейдеров.
К сожалению, это также может означать, что плавного восстановления цен на нефть, на которое надеялись многие инвесторы, не произойдет.