Криптовалютные биржи - одни из немногих криптокомпаний, которым удается оставаться прибыльными даже в случае падения крипторынка.
Мы разбирались, каковы источники доходов у платформ для торговли криптовалютой.
Криптобиржи приносят миллиарды доходов своим основателям. Даже за тяжелый для крипторынка 2018 год им удалось остаться в плюсе. У криптобирж существует четыре ключевых источника доходов, которые позволяют им получать деньги как от трейдеров, так и от других участников криптовалютного мира.
Торговые комиссии
Самый очевидный и, в большинстве случаев, самый доходный источник прибыли - это комиссии, которые биржа получает от торговли активами на своей площадке и от их вывода. Исполнительный директор Huobi Global Ливио Вэнь Сяоци в январе 2019 рассказал, что именно комиссии за транзакции составляют основную статью доходов Huobi, отказавшись назвать конкретную цифру.
Но о доходах криптобирж на комиссиях за транзакции можно судить по косвенным показателям. По оценке южнокорейского аналитика Юнг Юн-хо из инвесткомпании Yoojjin Investment, только на комиссиях от сделок биржа Bithumb ежесуточно зарабатывает $2,5 млн. Для расчета доходов от комиссий Юнг применил простую формулу: он умножил среднесуточный объем торгов на Bithumb в размере $2,5 млрд на среднестатистическую комиссию за транзакции, которая у Bithumb составляет 1%.
Помимо комиссий за торги, пользователи торговых платформ платят сборы за вывод активов. Размер этих сборов зависит от множества факторов: актива, в котором производится вывод, объема средств, способа перевода. Некоторые торговые платформы предпочитают брать фиксированную комиссию за вывод средств, а какие-то - в основном малоизвестные и молодые криптобиржи - и вовсе отказываются от этого сбора, тем самым пытаясь привлечь новых пользователей.
Топ-менеджеры криптобирж сами признают: даже на фоне крипто-зимы и падения курсов криптовалют криптобиржам удается оставаться в прибыльной зоне.
«На сегодняшний день, даже на этом медвежьем рынке, мы по-прежнему ведем прибыльный бизнес», - сказал CNBC финансовый директор Binance Вэй Чжоу.
Листинг
Если о прибыли от торговых комиссий криптобиржи хоть как-то, но говорят, то об этой статье доходов большинство из них предпочитает молчать. За то, чтобы криптовалюта была добавлена в список торгуемых на площадке, крупные криптобиржи могут получать до $2-$5 миллионов. Соучредитель Ethereum Виталик Бутерин на конференции TechCrunch в июле этого года обвинял биржи в еще более высоком ценнике за листинг — $10-15 млн. Среднестатистического прайс-листа на листинг не существует: для каждого проекта рассчитывается индивидуальная цена, да и набор услуг, которые проектам необходимо заказать, чтобы пройти листинг, разнится от биржи к бирже. Часто в него входят и услуги по маркетинговому продвижению токена и техническая экспертиза.
Для криптопроектов листинг на крупной площадке - это допуск к инвесторам и ликвидности. После добавления в листинги крупных криптобирж цены на такие монеты обычно резко взлетают.
Но крупные криптобиржи предпочитают либо отрицать такую статью доходов, либо делать акцент на том, что даже за миллионы долларов не готовы включать в свои листинги "шиткоины".
Так, в начале августа сооснователь блокчейн-платформы Expanse Кристофер Франко обвинил криптобиржу Binance в том, что та запросила 400 BTC ($2,5 по курсу на тот день) за добавление токена Expanse в листинг.
IEO
В начале 2019 года Binance Launchpad возобновила работу с предложения токенов BitTorrent, которые до этого не продавались публично. Токенсейл был завершен за 18 минут, в ходе которых было продано 59,4 млрд токенов BTT и привлечено около $7,2 миллиона. Этот способ получил название Initial Exchange Offering - с явной отсылкой как к традиционному биржевому термину Initial Public Offering, так и к ICO, которые к началу 2019 года уже полностью потеряли доверие инвесторов.
IEO отличается от ICO, прежде всего, тем, что в случае с IEO частичная ответственность за проверку проекта на очевидную связь с мошенниками ложится на криптовалютную биржу, которая будет проводить IEO. Идея проста: если это крупная криптобиржа с мировым именем, то быть замеченной в маркетинговом продвижении скама она не заинтересована.
Цена за IEO для проекта колеблется от пары десятков тысяч долларов до сотен и даже миллионов. Всё зависит от известности платформы, которой управляет криптобиржа и на которой состоится IEO, и от набора услуг, который сопутствует проведению токенсейла. В стоимость IEO часто входит также юридические консультации, маркетинговое продвижение и техническая экспертиза.
По оценке аналитика Ларри Чермака, на конец июля 45% IEO приходилось на четыре криптобиржи - Bitforex, Coineal, Exmarkets и ProBit. За проведения IEO эстонская Exmarkets взимает 2 BTC ($20 000 по текущей рыночной цене), согласно скриншотам переписки между биржей и одним из ее клиентов. Probit требует до $18000 в фиате и еще $18000, если IEO пройдет успешно. О стоимости IEO на крупных площадках - таких как Binance Launchpad и другие - можно только догадываться, то криптобиржи подобного уровня более тщательно подходят к отбору проектов, дорожа своей репутацией.
OTC
Отдельная площадка для институциональных инвесторов, которые размещают крупные ордера на покупку или продажу криптовалюты, составляет еще один источник доходов криптобирж. Разделить розничных инвесторов и институциональных криптобиржам пришлось из-за того, что крупные игроки, размещая ордера стоимостью миллионы долларов, способны резко повлиять на ход торгов, подхлестнув или обрушив курс криптовалюты. К тому же, внебиржевые торги предполагают больше индивидуализированных и конфиденциальных услуг.
«Внебиржевая торговля - это по сути особая площадка для таких участников, которые не хотят светиться, - поясняет Сергей Есипов, сооснователь британской криптобиржи Bitlish. - Но это не значит, что это два абсолютно изолированных мира. У Bitlish, например, есть сервис котировальных стаканов, в которые стекаются не только биржевые, но и внебиржевые заявки, так называемые OTC-ордера, что позволяет совершать сделки и проводить арбитраж по более выгодному курсу».
Спросом внебиржевые торги пользуются как у институциональных инвесторов и крупных управляющих активами, так и у майнеров: им нужны площадки, где они могли бы находить покупателей на крупные лоты добытой криптовалюты. Обычно на внебиржевых площадках существует минимальный размер заказа и он порой достигает сотен тысяч долларов.
Мир без розовых очков
Несмотря на такое разнообразие источников дохода, и среди криптобирж есть те, кому не удается остаться на плаву и сохранить прибыльность в периоды медвежьего рынка. Так, одна из крупнейших криптобирж Южной Кореи Bithumb сообщила об убытках в размере $180 млн, полученных за 2018 год. Основной причиной компания назвала падение крипторынка.