Бюджетное правило - гарантия доверия к экономической политике государства, и власти не обсуждают изменение этого правила, отмечает Минфин и подчеркивает, что Банку России не стоит выступать с подобными предложениями.
"Странно такие предложения слышать от Центрального банка. Это как если бы Минфин вдруг начал предлагать снизить ключевую ставку из-за проблем в банковском надзоре и регулировании. Конечно, подрывать доверие к экономической политике мы не будем, изменение правила не планируется. Также как и давать советы, как проводить денежно-кредитную политику", - заявил замглавы Минфина Владимир Колычев, поясняя высказывание главы Банка России Эльвиры Набиуллиной о том, что изменение системы управления ФНБ можно осуществить за счет изменения цены отсечения нефти.
"Не стоит забывать, чем отличаются долговые инвестиции от расходов. Инвестиции - возвратны, и возвращаются с определенной доходностью, а от расходов возвратности не может быть. И в случае с длящимися обязательствами их необходимо поддерживать ежегодно. Другое дело, что инвестиции из ФНБ ни в коем случае не должны носить квазибюджетный характер.
Чтобы такого не допустить, их доля в структуре долгового финансирования проектов должна быть невысокой, чтобы участвовали другие кредиторы, а ценовые условия должны быть коммерческие - такие же, как у других кредиторов. Ну и доля внутренних инвестиций из ФНБ не должна приводить к опасениям в действенности механизма бюджетных правил в части обеспечения снижения зависимости экономических условий от динамики цен на нефть.
Куда конструктивнее обсуждать вот эти принципы, а не неординарные предложения по проведению экономической политики в публичном пространстве", - подчеркнул Колычев, отмечает "Интерфакс".
Согласно Бюджетному кодексу деньги ФНБ можно использовать при достижении объема ФНБ 7% ВВП (на 1 августа - 5,7% ВВП). В последние месяцы правительство и ЦБ обсуждают вопрос, как и на что тратить эти деньги.
Банк России объяснил свой подход к этой проблеме в проекте "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020-2022 гг.". ЦБ изучил макроэкономические последствия пяти сценариев вложения этих денег, отметив, что придерживается консервативного подхода инвестирования - в ликвидные валютные инструменты с низким уровнем риска.
Набиуллина высказала мнение, что систему управления ФНБ можно совершенствовать через изменение цены отсечения нефти. "Вы знаете, я выступала против того, чтобы мы делали очень высокую цену отсечки для бюджетного правила. Алексей Леонидович (Кудрин - прим. ред.) тогда предлагал увеличить цену отсечки. Я считаю, что на тот момент это было правильным, но сейчас мы уже накопили определенную "подушку". Мы ее уже накопили. Мы не в том состоянии, когда у нас была "подушка" низкой. И если уже менять ФНБ, то лучше это делать более прозрачным способом, возможно, через систему отсечки", - пояснила Набиуллина.
"Мы видим, что те решения, которые будут приняты по ФНБ, могут серьезно повлиять на макроэкономическую конструкцию и вопросы стабильности", - добавила глава ЦБ и подчеркнула, что бюджетное правило позволило снизить зависимость российской экономики от внешних шоков, и прежде всего от цены на нефть. Пожелание Банка России правительству - чтобы решения по расходованию денег ФНБ не восстанавливали бы эту зависимость, отметила Набиуллина.
"Если мы хотим сохранить, а мы как Центральный банк хотим сохранить роль бюджетного правила и накопления ФНБ, которые защищают нас от внешней конъюнктуры, может быть, есть смысл обсудить вопрос по поводу роста повышения отсечки по цене на нефть", - заявила Набиуллина. Есть разные способы инвестирования средств ФНБ. "Один из способов, если мы тратим, допустим, не весь излишек над ФНБ, а какую-то часть, по сути дела, равнозначен изменению цены отсечки по нефти", - заключила глава ЦБ.