Доля работающих в России малых и средних предприятий выросла за неделю на 4,8 процентных пункта — с 39,5% на первой недели карантина до 44,4% на второй неделе, согласно данным 620 тысяч онлайн-касс в разных регионах.
Росли продажи в магазинах для дачи и садоводства, автозапчастей, стройматериалов, в салонах связи. Тем не менее многие предприятия остаются в сложной ситуации — падение спроса коснулось всех. Большие компании имеют больший запас прочности.
"Если карантин продержится полтора-два месяца до 70% торговых точек, которые закрылись из-за коронавируса, уже не возобновят свою работу", — считает Андрей Романенко, генеральный директор ИТ-компании "Эвотор" (оператор онлайн-касс).
По его словам, спрос падает даже в работающих продуктовых магазинах, аптеках. Те магазины, которые работают только на вынос или доставку, не покрывают расходы на аренду и зарплату персонала за счет текущей выручки.
После окончания карантина спрос и выручка будут восстанавливаться несколько месяцев из-за падения доходов населения, потому что многие потеряют работу или проведут карантин в отпуске без сохранения зарплаты.
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) считает относительно реалистичным прогноз главы Счетной палаты Алексея Кудрина о возможном временном росте безработицы до 8 миллионов человек, заявил замглавы ФНПР Александр Шершуков. Количество безработных составляло на 1 января 2020 года 3,5 миллиона человек.
Основной удар примут на себя малые и средние предприятия (МСП), присутствие профсоюзных организаций в которых не столь значительно, как в крупных компаниях, подчеркнул Шершуков.
В свою очередь основатель Superjob.ru Алексей Захаров считает, что продление режима карантина до июня оставит без работы 20-25 миллионов россиян, а 80% малых предприятий закроются.