Высокая конкуренция – основной принцип постоянного развития экономики.
В здоровой экономике, когда одна компания продает продукт по цене, значительно превышающей себестоимость, другие компании пытаются конкурировать с ней на рынке, снижая итоговую наценку на товары. Это хорошо для потребителей, так как продукты становятся более дешевыми и более доступными, а также для рабочих, так как для производства продукции требуется больше рабочей силы.
Но что произойдет, если по какой-либо причине конкуренция в экономике снизится, а компании смогут установить цены намного выше уровня себестоимости? Это может привести к катастрофическим последствиям. Снизятся уровень занятости и зарплата рабочих. Экономический рост замедлится.
По словам экономистов Яна Де Локера из Университета Принстона и Яна Эекхута из Университетского колледжа Лондона, в основном это характерно для экономики США с 1980 г. В недавней работе Де Локер и Эекхут проанализировали балансы компаний, акции которых котируются на фондовых биржах, с 1950 по 2014 гг. (в 2014 г. на эти фирмы приходилось около 40% всех продаж) и обнаружили, что с 1980 г. средняя наценка - сумма выше стоимости, по которой продается продукт, - увеличилась. В 1980 г. она составляла 18%, к 2014 г. достигла почти 70%.
Более высокие наценки предполагают увеличение того, что экономисты называют "рыночной властью". На конкурентном рынке, на котором конкуренты предлагают один и тот же продукт, компании не имеют рыночной власти. Если одна компания устанавливает более высокие наценки, чем другие, она теряет позиции перед конкурентами, устанавливающими более низкие наценки. На конкурентном рынке единственный способ оправдать более высокую наценку - сделать продукт более эффективным.
Но большинство рынков не совсем конкурентоспособны, и большинство фирм имеют некоторую форму рыночной власти, которая позволяет им устанавливать наценку. Например, одиночная заправочная станция в маленьком городке может взимать больше, потому что у людей нет другого выбора. Apple может устанавливать значительную наценку на iPhone за счет уникальности своего продукта и лояльности клиентов.
Если де Локер и Эекхут правы в отношении того, что рыночная власть растет, это имеет существенные минусы. Самое выгодное для компании с рыночной властью - это производить меньше своего продукта и повысить цену, сродни тому, что делает картель ОПЕК благодаря своей мощности на нефтяном рынке. Сокращение производства означает, что требуется меньшее количество рабочих и больше доходов уходит владельцам, а не рабочим.
Одна из проблем анализа Локера и Эекхута, поднятая экономистом Тайлером Коуэном, заключается в том, что более высокие наценки необязательно подразумевают большую рыночную власть. Вполне возможно, что сегодня у вас больше первоначальных издержек для начала работы компании, чем в прошлом, и что для их восполнения необходимы более высокие наценки. Экономист Ноа Смит делает отличный обзор ряда критических замечаний в этой статье.
Основной упор делается на то, чтобы показать факт рост наценок, а не описать, почему это происходит. Но Локер и Эекхут предлагают ряд возможных объяснений, включая увеличение слияний и поглощений наряду с дерегулированием. Их исследование является частью нового исследования, в котором говорится, что экономика США неуклонно становится менее конкурентоспособной и страдают из-за этого среднестатистические рабочие.