InvestFuture

Контроль тарифов монополий - путь к росту экономики

Прочитали: 1394

Москва, 28 марта. Тарифная политика госмонополий является одной из ключевых проблем, стоящих на пути российской экономики к росту. Регулярная индексация тарифов, причем на необоснованно высоком уровне, приводит с росту издержек бизнеса со всеми вытекающими отсюда последствиями: снижение рентабельности предприятий, отсутствие прибыли, отсутствие инвестиций и так далее.

Финансовые власти страны борются с инфляцией с помощью высоких ставок, фактически убивая любые возможности для экономического роста, при этом задачу снижения инфляции можно было бы решить гораздо проще, установив контроль на ростом тарифов.

За период с 2007 по 2015 гг. индексы цен приобретения промышленными организациями товаров и услуг естественных монополий росли быстрее, чем индекс цен производителей обрабатывающей промышленности. За 2005-2015 гг. средняя оптовая цена на газ в России выросла в 3,7 раза, средний тариф на магистральный транспорт газа – в 3,5 раза, тогда как средние потребительские цены на товары и услуги и средние цены на промышленные товары – только в 2,4 раза. Схожая ситуация и с электроэнергией, и остальными тарифами.

Принятая в России практика повышения тарифов неэффективна, и на этом неоднократно делали акцент представители Столыпинского клуба. При нынешней системе у монополий просто нет стимула повышать эффективность своей работы, поскольку ценообразование формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и их экономической обоснованности. Инвестиционные затраты вопреки международной практике регулирования естественных монополий закладываются в стоимости товаров (услуг) без учета эффективности их реализации. Фактически монополии могут закладывать и закладывают в расходы все, что угодно.

Что уже сделано?

Власти страны уже неоднократно прислушивались к предложениям Столыпинского клуба, и тема повышения тарифов не исключение. Уже сейчас обсуждают поправки в закон о естественных монополиях и об электроэнергетике. Фактически новые правила регулирования нацелены на сокращение возможностей госмонополий бесконтрольно финансировать инвестпроекты за счет тарифов, влияющих на экономику в целом. То есть государство отказывается финансировать инвестпрограммы монополий в угоду всей экономике.

Замминистра экономического развития Николай Подгузов приводил следующие цифры: с 2000 по 2016 гг. цены на газ увеличились в 15 раз, на железнодорожные перевозки — в 10 раз, на водо- и теплоснабжение — в 28 раз, а промышленные цены — только в шесть. При этом рост тарифов госмонополий не привел и к обновлению инфраструктуры: доля оборудования за пределами нормативных сроков службы достигла 45-50%.

Рост тарифов РЖД приводит к удорожанию ключевой составляющей торговли – логистики. Высокая стоимость грузоперевозок, является следствием отсутствия у ОАО "РЖД" мотивации к оптимизации затрат, в том числе в отношении "непроизводительных" расходов, связанных с обслуживанием непрофильных активов.

Долгосрочность тарифов:

члены Столыпинского клуба предлагают зафиксировать тарифы на определенный срок, что позволит бизнесу спланировать свои действия на будущее и приведет к росту ВВП и бюджетных поступлений. Среди предложений Столыпинского клуба:

* фиксация тарифов инфраструктурных монополий и плата за технологическое присоединение на 2018 г. на уровне 2017 г.;

* передача функции по установлению сетевых тарифов на передачу электроэнергии с регионального уровня на федеральный в 2017-2018 гг. (МРСК, территориальные сетевые компании);

* проведение оценки эффективности существующей практики ценообразования и предложение плана по изменению (включая снижение) тарифов начиная с 2019 г. на услуги естественных монополий за счет сокращения издержек;

* ликвидация перекрестного субсидирования, выравнивание тарифов для населения и промышленных потребителей;

* внедрение модели тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий на основе метода тарифного регулирования Price Cap с 2019 г.; инвестиционная составляющая не должна вкладываться в тариф, а финансироваться по проектному принципу за счет коммерческого или государственного финансирования;

* переход на принцип установления долгосрочных тарифов на 6 лет.

Государство, как и в ряде других случаев, уже взяло часть предложений Столыпинского клуба в разработку. ФАС разработала закон о тарифном регулировании, где одним из главных принципов является долгосрочность тарифов. В законопроекте предложено устанавливать их на три года в первый раз, а затем и на пять лет.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 47, среднее: 4.45 из 5)
InvestFuture logo
Контроль тарифов

Поделитесь с друзьями: