Текущий год для производителя электрокаров Tesla ознаменовался небывалом ростом капитализации. Компания Элона Маска даже обогнала по этому показателю многих гигантов автоиндустрии - Ford, GM, BMW, Honda, Nissan. И все это несмотря на то, что за последние два года убытки компании составили почти $2 млрд.
Кто-то связывает это с успехом Model S, признанной самым продаваемым электрокаром в 2015 и 2016-м, пишет MarketWatch. Но, как отмечает Джефф Дежарден из Visual Capitalist, рост капитализации вновь основан на ожиданиях прорывных показателей в будущем.
Инвесторы и аналитики с нетерпением ожидают этого прогресса на фоне наращивания автовендором производства более доступной Model 3. В сентябре компания собирается начать поставки Model 3 покупателям, которые оставили уже около 500 тысяч предзаказов. После того, как в начале этого месяца она отчиталась о доходах, акции компании резко возросли в цене, а ее рыночная капитализация взлетела до $53 млрд. В начале 2013 года, когда Tesla только начинала планировать поставки своей Model S, компания стоила всего $3,9 млрд - это 7% от стоимости Ford. С тех пор стоимость Tesla резко возросла, сделав ее самой ценной автомобильной компанией в Северной Америке.
Удивительно, но несмотря на то, что в 2016 году было произведено 76 230 автомобилей, Tesla теперь является самой крупной из «большой тройки». Необходимость оправдать огромные ожидания инвесторов и средств массовой информации оказывает сильное давление на компанию Элона Маска.
Инвесторы и кредиторы компании рассчитывают на долгосрочный потенциал Tesla: доминирование на рынке в будущем, когда беспилотные автомобили станут мэйнстримом, устойчивая энергетика и возможность беспрепятственно обновлять постоянно совершенствующееся аппаратное и программное обеспечение. Если эти ожидания не оправдаются, Tesla ждут не самые приятные времена. На данный момент долг автопроизводителя составляет почти $10 млрд, а ранее стало известно, что Tesla планирует позаимствовать дополнительные $1,5 млрд, дабы спастись от «производственного ада», в который, по словам Маска, она попала, перейдя от небольшого серийного производства автомобилей к массовому.
На данный момент, нет никаких гарантий, что Tesla оправдает ожидания рынка и выйдет победителем из гонки автомобильных технологий. Кроме того, большинство ее конкурентов, крупных автомобильных брендов,вкладывает значительные средства в те же решения, зачастую работает с теми же поставщиками комплектующих, что и Tesla. При этом "коллеги по цеху" зачастую имеют в распоряжении значительные средства и в разы меньше полагаются на господдержку и субсидии.
Часто Tesla сравнивают с Apple, предполагая, что если обе компании были основаны харизматичными визионерами, ратующими за инновационность и изменение мира, то производителя электрических седанов ждет такой же сценарий развития, как и компанию Стива Джобса. Однако крайне наивно сравнивать феномен iPhone, почти сразу изменивший мобильную отрасль с машиной, успех которой немало зависел от позиционирования. Электромобили всегда были менее экономически выгодны и дороги в производстве, поэтому Элон Маск изначально обозначил, что Model S - электрический седан премиум-класса. За счет этого колоссальная для электрокара цена выглядела не такой уж пугающей - люксовая машина, как-никак...
Еще одно значительное различие между двумя компаниями - у Apple всегда были необходимые производственные мощности и "яблочники" редко когда вгоняли себя в "производственный ад". В результате, продукция надлежащего качества выходила в срок.
В недавнем примечании для клиентов BMO Capital Markets экономисты отметили, что Tesla стоит больше, чем Ford Motor Co, «хотя последний имеет в 22 раза больше доходов и регулярно получает прибыль». И несмотря на рост капитализации, по другим общим меркам успехи Tesla не столь очевидны:
Некоторые крупные инвесторы Tesla Inc - фонды, принадлежащие Fidelity Investments и T. Rowe снизили свои позиции во втором квартале, зафиксировав прибыль по отношению к прошлому году. Согласно данным Thomson Reuters, оба фонда остаются в числе десяти крупнейших инвесторов в Tesla.
Другими крупными продавцами в течение квартала были фонды Morgan Stanley. В общей сложности институциональные инвесторы держали 95,2 млн акций Tesla в конце июня, что на 10,7 млн меньше акций, чем в конце марта, согласно анализу заявок.