Шум – проблема тех же масштабов, что и загрязнение воздуха. И от того, и от другого люди болеют, испытывают стресс и теряют годы полноценной жизни.
Шумовое загрязнение (так называют это явление психологи, экологи и акустики) наносит серьезный ущерб экономике.
Судя по последним исследованиям, ущерб этот гораздо больше, чем кажется многим из нас по дороге на работу, среди гудков автомобилей и гула метро.
Ниже несколько историй из жизни 5 крупных и очень шумных городов мира.
1. Лион, Франция
Французские эксперты Агентства по борьбе с шумом и Агентства по рациональному использованию окружающей среды и энергоресурсов ADEME в 2016 году обнародовали доклад, в котором утверждалось: шум обходится экономике Франции в 57 млрд евро в год.Авторы публикации считали экономический ущерб по шести категориям: воздействие шума от транспорта на здоровье, непрямой ущерб от транспортного шума (например, его влияние на цены на недвижимость), чрезвычайные ситуации и потеря слуха из-за шума на рабочих местах, снижение производительности из-за шума на рабочих местах, негативное влияние шума на академическую успеваемость, а также общее негативное влияние фонового шумового загрязнения.
Авторы доклада Европейского агентства по окружающей среде от 2014 года утверждают: 40 млрд евро в год составляет экономический ущерб от транспортного шума в Евросоюзе. За тот же отрезок времени жители Западной Европы теряют 1,6 миллион лет полноценной жизни.
2. Нью Йорк, США
Классический пример того, как сильно влияет шум на человека – история школы номер 98 в нью-йоркском Манхэттене. В 1970-х годах родители школьников стали жаловаться: новая городская железная дорога настолько мешала занятиям, что дети не могли нормально учиться.Американский психолог Арлин Бронзафт узнала о проблемах этой школы и провела исследование, чтобы подсчитать, как скрежет поездов и стук железных колес влияет на успеваемость.
Выяснилось, что шестиклассники, которые учились в помещениях с окнами на железнодорожные пути, каждые 4,5 минуты сталкивались с 30-секундной шумовой нагрузкой, аналогичной рок-концерту (100-120 дБ).
Судя по результатам тестов на чтение, за три года эти ученики отстали в своем развитии от своих сверстников в более тихом крыле школы на 11 месяцев.
Бронзафт продолжила изыскания и уговорила власти Манхэттена установить резиновые прокладки между шпалами и рельсами рядом со школой номер 98.
Исследование, которое психолог провела после этих мер в 1981 году, не могло не радовать: за несколько месяцев отставание между учащимися в разных крыльях школы исчезло.
3. Лондон, Великобритания
В 2016 году Всемирный банк опубликовал доклад, согласно которому ущерб мировой экономики от загрязнения воздуха составляет около $5 трлн в год. Существует немало других, локальных исследований, которые позволяют определить примерный порядок этого ущерба.Согласно подсчетам британского правительства от 2013 года, шум от городского транспорта стоит Соединенному королевству 7-10 млрд фунтов ежегодно.
Попытку рассчитать ущерб об шумового загрязнения неоднократно предпринимала экономист Дайяна Уайнхолд, доцент Лондонской школы экономики. Ее главное исследование об этом было опубликовано в 2013 году в научном журнале Journal of Regional Science.
Метод, который использовала Уайнхолд, также описан в статье «Шум» для книги «Экономика окружающей среды и природных ресурсов», изданной в США в 2014 году, а также в статье «Насколько велика проблема шумового загрязнения» от 2010 года.
Экономист взяла за основу опросы о качестве жизни, проведенные в Евросоюзе. Для Уайнхолд главная ценность этой базы данных заключалась в том, что респонденты оценивали не только общую удовлетворенность своей жизнью, но и конкретные условия, в том числе уровень шума. Кроме того, участники опроса указывали свой уровень дохода.
Эти переменные позволили рассчитать, насколько громкий и постоянный шум вокруг ухудшает жизнь и какой уровень дохода позволяет этот ущерб восполнить.
В 2010 году Уайнхолд, исходя из обработанных данных, определила стоимость шума в 146 фунтов на домохозяйство. В 2013-м – уже в 175 фунтов на домохозяйство.
ООН сегодня определяет социологический термин «домохозяйство» как 2,5 человека. При пересчете на население Земли, сегодня в мире живет 2,8 млрд домохозяйств.
Отталкиваясь от этих цифр, можно определить мировой ущерб от шумового загрязнения. Это примерно $616 млрд в месяц, или $7,3 трлн в год. Правда, эти цифры не учитывают специфику разных регионов мира.
4. Токио, Япония
Всемирная организация здравоохранения включила Токио в список шумных городов мира, что вовсе не удивительно. Плотность населения токийского мегаполиса одна из самых высоких в мире – 5 740 чел/км.кв, и самая высокая среди префектур Японии.Большая часть сильного шумового загрязнения Токио происходит от строительных работ. Уровень децибела в некоторых областях может достигать 90 дБ или более.
Cогласно данным, в 23 округах Токио уровень шума составляет от 52 до 69 дБ, а в пригородных городских районах – от 46 до 65 дБ. Когда уровень шума превышает 55 дБ, более 50% жителей чувствуют себя некомфортно. Стандартный уровень шума на улице в жилых районах составляет 60 дБ в дневное время и 50 дБ в ночное время. В 2008 году независимыми врачами был измерен уровень звука на нескольких станциях. Было обнаружено, что в токийских центрах, таких как Ueno и Tameike-Sanno около 100 децибел, что почти вдвое превышает рекомендуемые ВОЗ 53 дБ.
К сожалению, в случае с Японией есть один нюанс. Согласно исследованию Даниэля Долана из Университета Тохоку, японское общество пропагандирует право на публичное выражение, даже если звуки могут показаться раздражающими и повторяющимися. Таким образом сталкиваются свободы «громких», и права граждан, которые могут пострадать от шума.
5. Москва, Россия
По данным Мосгорстата, в 2019 году население российской столицы составило 12,6 млн человек. Если отталкиваться из вышеуказанных расчетов ущерба Д.Уайнхолд, шумовое загрязнение стоит Москве порядка $1,1 млрд ежемесячно. То есть $13,2 млрд – более 830 млрд рублей – в год. Шум – это дорого.Как утверждается на сайте столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиОХС), «до 70% территории города Москвы подвержены сверхнормативному шуму от различных источников».
У города те же сложности, что и у других крупнейших мегаполисов мира. По официальным данным, нормативные уровни шума достигаются в глубине жилых массивов и лесопарковых зон, но вдоль оживленных автомагистралей уровень шума превышает нормы на 20-25 дБ.
Согласно докладу ДПиОХС, в 2016 году поступило «более 4850 обращений граждан (в том числе повторных) по вопросу повышенного уровня шума». В 77,7% обращений содержались жалобы на шум от строительных работ, в 7,3% – от дорожно-ремонтных работ, в 3,4% – от автотранспорта.
Контроль за уровнем шума в Москве ведет круглосуточная акустическая служба ГПУ «Мосэкомониторинг». Данные этих проверок можно найти на портале открытых данных Правительства Москвы.
С 2010 по 2015 годы исследовательская группа Валерия Носуленко провела ряд психологических исследований по анализу восприятия звуков городской среды москвичами. Были, в частности, проведены опросы среди жителей разных районов города с целью оценить тип звуков, вызывающих наиболее раздражающий эффект.
Оказалось, что одной из категорий таких звуков являются слышимые разговоры других людей. На это указали более 75% опрошенных, отметивших, что регулярно обращают внимание на эти звуки внимание, поскольку они им мешают.
Транспортные шумы, строительные работы и другие городские звуки, существенно превышающие интенсивность звуков разговора людей, оказались менее упоминаемыми.
Исследователи показали, что негативные эмоции связаны не со средним уровнем интенсивности звука, а с типом распознаваемого источника или с неожиданностью появления шума.
Раздражение или страх чаще всего вызывают громкие звуки, возникающие внезапно: вой сирен, скрежет тормозов или газующего двигателя. Транспортные шумы, которые вызвали среди респондентов наиболее негативные реакции, – это звуки метро, трамвая и мотоцикла.
Борьба с шумом
Есть два подхода к борьбе с проблемой шума. Первый основан на идее, что нужно в принципе избавляться от звуков в городе. Второй подход трактует звуки как естественную среду человека, без которой он не может существовать.Сторонники этой концепции предлагают создавать позитивные звуковые ландшафты в городе. То есть места, где шумовой фон есть, но приятный, от которого не хочется «запереться в подводной лодке».
«Проблема не только в децибелах, которыми все привыкли замерять уровень шума. Есть еще одна, очень важная характеристика – частота звука», – объясняет психолог-акустик Валерий Носуленко, главный научный сотрудник Института психологии РАН.
Он более 35 лет занимается исследованием влияния шума на психофизическое состояние человека.
С начала 1990-х годов Носуленко был со-руководителем международной научной программы «Познание и общение», многие проекты которой касались проблемы восприятия звуков и реализовывались в сотрудничеств, например, с крупными научными центрами, такими, как Национальный центр прикладных исследований (Лаборатория акустических вибраций, г. Лион, Франция) или автомобильная корпорация Renault.
Компания Jabra, лидер в области аудиорешений для пользователей и бизнеса, и телеканал «Наука» представили результаты исследования на тему влияния звукового загрязнения на жителей крупных городов России и выяснили, что из-за постоянного шума 43% респондентов хотят переехать в другой район или город.
Наибольший звуковой дискомфорт жителям крупных городов причиняют ремонтно-строительные работы, «уличный шум» и голоса людей.
64,4% участников опроса заявили, что шум приводит к негативным психологическим эффектам: появлению раздражительности, смене настроения. 17% респондентов страдают от более серьезных последствий: головной боли, плохого сна и отсутствия аппетита.
13,6% пока не замечали корреляции между шумом и самочувствием. Установка стеклопакетов стала самым популярным видом борьбы с шумом — 31,6% опрошенных выбирают этот способ.
13,5% респондентов ответили, что спят в берушах, 5% внедряют технологии звукоизоляции квартиры. Однако 35% участников опроса не борются с внешним шумом, находясь дома.
Уровень шумового загрязнения приводит к тому, что 27% человек хотели бы перебраться в другой район, а 16% и вовсе готовы к радикальным переменам — переезду в другой город. Чуть больше половины опрошенных не желают менять место проживания.
Также участники исследования рассказали о том, что для них тишина. Чаще всего люди ассоциируют тишину со спокойствием, возможностью сконцентрироваться и привести в порядок мысли.
6% респондентов сказали, что тишина делает жителя современного мегаполиса счастливым. Кто-то даже привел цитату из песни Феликса Бондарева: «Лучшее, что у нас есть, — это тишина».
Среди интересных ответов: «ушной покой», «когда слышно свои мысли», «внутреннее пространство», «спокойный прибой на море», «пугающая роскошь» и «это любовь».
Отдельный блок вопросов был составлен, чтобы выявить влияние шума на продуктивность людей во время рабочего дня. Более трети опрошенных отметили, что для борьбы с шумом используют наушники, а 72% сказали, что эффективное шумоподавление значительно повышает качество их работы.
Галина Карлсон, региональный менеджер Jabra в России, Украине, СНГ и Грузии: «Звуковое загрязнение — серьёзная проблема, и цель нашего исследования в том, чтобы привлечь всеобщее внимание к ней».
Целых 40,6% опрошенных считают рабочее место некомфортным по уровню защищенности от шума (присутствуют постоянные отвлекающие факторы) и ежедневно не могут сосредоточиться на задачах.
При этом респонденты (71%) отмечали ухудшение самочувствия после шумного рабочего дня. 27,6% страдают от этого несколько раз в неделю, 39,2% отмечают ухудшения ежедневно, 21% — примерно раз в месяц.
Примечательно, что самым распространенным методом борьбы с шумом на рабочем месте оказались наушники — 31,6% участников опроса используют их с этой целью.
13,6% мирно договариваются с коллегами, 10,8% создают звуковую завесу, 10% перемещаются по офису подальше от шума. Более 5% не пытаются бороться с шумом на рабочем месте, так как адаптировались и привыкли.