Рассматривая проблему спроса на нефть, аналитики рынка нефти в основном фокусируют внимание на пассажирских транспортных средствах: приведет ли использование электрических транспортных средств наряду с тенденциями к повышению эффективности использования топлива к пику и затем снижению спроса на нефть во всем мире.
Без сомнения, предстоящий выпуск Tesla Model 3 вызовет немало разговоров о том, что это может стать началом конца для нефти.
Но в этом вопросе часто не учитывается роль, которую играют тяжелые грузовики и грузовые перевозки. МЭА только что опубликовало отчет, в котором утверждается, что мир должен решить проблему эффективности использования топлива при грузовых перевозках либо спрос на нефть будет неуклонно расти.
Перевозка грузов имеет решающее значение для экономического роста, она, как правило, взаимосвязана с ВВП.
МЭА говорит, что только четыре страны - Канада, США, Китай и Япония - имеют стандарты эффективности использования топлива для тяжелых грузовиков, одна десятая из 40 стран имеет нормативы для пассажирских транспортных средств.
С 2000 г. на долю тяжелых грузовиков приходится 40% роста спроса на нефть. Грузовики сжигают около 17 млн баррелей в день, что составляет примерно одну пятую от общего мирового спроса на нефть.
Cпрос все еще растет и довольно быстро. К 2040 г. автомобильные грузоперевозки будут отвечать за рост спроса на 5 млн баррелей в день, или примерно 40% от общего объема дополнительного спроса. В таком случае любой шанс снизить объем выбросов парниковых газов будет значительно подорван из-за большого увеличения выбросов от автомобильных грузоперевозок.
Даже в промышленно развитых странах, таких как США и Европа, где потребление нефти в сфере пассажирских транспортных средств планомерно снижается, в секторе грузоперевозок все еще наблюдается растущий спрос. Но большая часть роста будет наблюдаться в Китае и Индии, где будут потребляться 90% дополнительных баррелей, необходимых для грузоперевозок.
МЭА призывает правительства добиваться прогресса в сдерживании роста спроса и приводит в пример три возможные области для улучшения. Первой областью является логистика и операции, что означает использование таких вещей, как GPS, для "оптимизации маршрутизации грузовиков", повышение эффективности цепочек поставок, чтобы грузовики перевозили более тяжелые грузы и совершали меньше поездок впустую.
Во-вторых, есть много возможностей для усовершенствования оборудования. МЭА говорит, что в грузовых транспортных средствах могут использоваться аэродинамические модификации для снижения сопротивления. Более легкие материалы, улучшенные двигатели, трансмиссии могут стимулировать экономию топлива.
В-третьих, может быть большая польза от использования альтернативных видов топлива: биотопливо, природный газ, электроэнергия и даже водород.
Если сектор проведет ряд этих улучшений, МЭА считает, что к 2050 г. можно снизить спрос на нефть почти на 16 млн баррелей в день по сравнению с обычным сценарием.
Некоторым областям будет сложнее провести переустройство, чем другим, но МЭА заявляет, что правительствам необходимо сосредоточиться на нескольких областях: нормативы экономии топлива, поддержка более эффективного использования данных для управления цепочками поставок, политика по продвижению альтернативных видов топлива.
Вывод из доклада заключается в том, что хотя все сосредоточены на пассажирских транспортных средствах, где действительно наблюдается большой прогресс, мало внимания уделяется сектору грузовых транспортных средств.
Перспективы пикового спроса на нефть, по крайней мере для легковых автомобилей, вполне осязаемы. Но если не будет аналогичной кампании для автомобилей большой грузоподъемности, спрос на нефть может продолжать расти еще несколько десятилетий.
Это было бы прекрасно для нефтяной промышленности, но для правительств, пытающихся сократить потребление нефти и добиться прогресса в области изменения климата, политический подход к транспортному сектору должен быть гораздо более всеобъемлющим.