Очередной бум IPO внешне очень похож на то, что происходило на рынках несколько десятилетий назад. Однако не все так однозначно. О том, в чем особенности современного ажиотажа, какие направления наиболее перспективны, рассуждает Олег Богданов, ведущий аналитик QBF.
Многие сравнивают бум IPO в 2019-2019 годах с тем, что происходило в США в 1999 году. Тогда сотни интернет - компаний, так называемых доткомов, выходили на биржу и размещали свои акции. Акции уходили как горячие пирожки, инвесторы спешили любыми путями войти в новый миро интернета, это и было идеологией того бума. Темпы роста капитализация доткомов измерялись десятками и сотнями раз. Я помню, как в году 1995-1996 моя знакомая из Лос-Анджелесе предлагала акции Yahoo по $10 за штуку. Осенью 1999 они уже стоили $500. Но бум продолжался недолго, и уже с весны 2000 года началось падение, которое закончилось полным разгромом в 2002 году. Индекс NASDAQ потерял более 70%, акции упомянутой компании Yahoo сдулись, по-моему, долларов до 20.
И вот, почти через 20 лет, мы снова наблюдаем бум IPO. На первый взгляд, он очень напоминает то, что было в конце прошлого века. Активно размещаются компании технологического сектора. У многих компаний нет прибыли. Акции после размещения бурно растут (почти у всех). Однако, обращает на себя внимание тот факт, что сейчас размещаются компании с приличной выручкой от $50 млн до нескольких миллиардов, а убытки на первых порах объясняются большими инвестициями, связанными с экспансией, расширением бизнеса. И, наверно, самое главное – размещаются не только технологические компании. В прошлом году на волне популярности были IPO так называемых «экологов», производителей различной продукции из каннабиса. Размещались или будут размещаться производители одежды, компании из сектора развлечений, различные агрегаторы услуг и др. Обращает на себя внимание и то, что нынешний бум IPO идет по определенным направлениям, которые сформировались отнюдь не случайно. Что же стоит за современным бумом IPO?
На мой взгляд, не только технологические прорывы. В последние несколько лет в мире происходит серьезная социально-демографическая трансформация. Наиболее активное экономически в последние 40 лет поколение бэби-бумеров (baby boomers, 1946-1964 годы рождения) замещается новым поколением миллениалов (millennials, 1981-1997 годов рождения). Уже сейчас миллениалы стали основной рабочей силой в США (90 млн), они платят больше всего налогов. К 2025 году они будут абсолютно доминировать на рынке труда в США с долей 75%. и, конечно, основной поток всех платежей пойдет от поколения миллениалов. Все бы ничего, но проблема заключается в том, что это новое доминирующее поколение радикально отличается от предшественников. Вот главные различия: миллениалы более образованы; 80-90% хотят работать с компьютером в технологических компаниях; только 50-55% хотят создать семью, у бумеров этот процент был выше 70; предпочитают здоровый образ жизни, зачастую веганы; предпочитают аренду собственности; и, наверно, главное – они беднее своих предшественников (в 1981 году бэби-бумер со средним образованием получал $38 900 в год, аналогичный миллениал в 2018 получает 36 тыс. с учетом инфляции разница в долларах огромная). Плюс ко всему, миллениалы наиболее закредитованное поколение.
Исходя из всего этого, можно выделить наиболее перспективные направления, по которым развивается новый инвестиционный «хайп». Из прошедших IPO я бы выделил три компании, которые работают в разных секторах, но в целом отвечают потребностям нового поколения в уходе от классической собственности, в здоровом образе жизни, в простоте и скорости процессов.
Первое IPO из прошедших в этом году – это компания Levi Strauss. Компания производит всем известную простую и недорогую джинсовую одежду. Размещение прошло по $17. Сейчас акции торгуются по $21, рост составляет около 20%. Никакими пузырями тут не пахнет. P/E у компании 17, доход на акцию $1.19, общая капитализация $8 млрд. Второе направление - агрегирование потребительских сервисов, которое началось с транспорта и постепенно распространяется на все услуги. Тут, на мой взгляд, флагман, давший название целому направлению «совместного потребления» - компания Uber. Размещение прошло по нижней планке в $45, затем акции начали снижаться и минимально торговались по $36.08. Сейчас цена выросла до $44, капитализация у компании $73 млрд. Несмотря на чистый убыток, компания с выручкой почти в $12 млрд. совсем не выглядит как пузырь.
Третья компания отражает страсть миллениалов к здоровой пище. Это производитель так называемого «искусственного» мяса Beyond Meat, мясо производят из растительного сырья. IPO прошло по $25, в первый же день торгов бумага выросла до $50. Сейчас котировки дошли до $168. Капитализация у компании 9 млрд. при выручке 88 млн. Выглядит, скажем мягко, дороговато. Но ведь инвесторы берут их, ставят на вегетарианское будущее нашей планеты.
Как видите, направления самые различные, и они отражают не новую технологическую революцию, а новый социально-психологический уклад потребителя. А вот, что, на мой взгляд, может быть интересно из предстоящих IPO. В июне должна разместиться Arog Pharmaceuticals Inc. Это Американская биофармацевтическая компания, занимающаяся исследованиями в области онкологии. В апреле 2010 года компания Arog получила от Pfizer эксклюзивные права на несколько запатентованных соединений на основе бензимидазола. На текущий момент проводит несколько клинических испытаний связанных с твердыми типами рака.
Следующая компания - Revolve Group Inc. Американский ритейлер и производитель одежды для миллениалов и поколения Z. В портфеле Revolve более 20 различных брендов. В секторе развлечений представляет большой интерес IPO UFC, вернее размещение компании Endeavor Group, владеющей UFC и конкурсом «Мисс Вселенная». Оценить ее могут в $10 млрд.
Конечно, все эти тенденции нельзя не учитывать при инвестировании, но лично я, человек относящийся к поколению X, выбрал бы IPO Enven Energy Corp, которая занимается глубоководным бурением. А иначе чем заправлять агрегированные такси, которые будут возить здоровых миллениалов с «искусственным» мясом в авоськах.