Как капитан, собираясь в плаванье по малоизвестным морям, прилежно изучает лоции и карты предстоящего пути, так и инвестор в криптовалютные стартапы и их ICO должен тщательно проштудировать ту документацию, которую стартап ему предоставит. А если понадобится, то и попросить дополнительных разъяснений.
В первую очередь речь идёт о таком документе как «white paper» и о том, что она должна содержать.
«White paper» обязательно должна подробно описать три темы: экономику токена и его технологическую базу, бизнес-модель стартапа и оценку рынка для его продукции, и команду стартапа, включая его консультантов. Лучше всего, если все три будут сбалансированы, потому что перекос в одну сторону может отпугнуть важную аудиторию и отобрать у проекта потенциальных инвесторов, или, наоборот, привлечь чересчур пристальное внимание регуляторов и подорвать репутацию стартапа.
Сделать сбалансированную «white paper» – далеко не тривиальная задача. Неудивительно, что ряд стартапов пытаются решать её за счёт своих, более успешных конкурентов. Так, недавнее исследование Уолл Стрит-Джорнал показало, что более 7% всех «white paper» на рынке ICO включают в себя целые разделы по маркетингу, безопасности, технологической базе, перенесённые копипастом из других, уже действующих блокчейновых проектов, иногда даже с фотографиями команды других стартапов.
Желательно, чтобы информация о токене, который, собственно говоря, и есть продукт, предлагаемый ICO, стояла как можно ближе к началу этого документа, поскольку для инвестора она представляет наибольший интерес. В ней должно быть подробно описана его токен экономика, а именно, откуда возникает спрос на токены и каким способом стартап планирует сокращать количество токенов в обращении, тем самым уменьшая их предложение на рынке.
Также в этом разделе должна быть представлена схема того, что произойдёт с неконтролируемым объёмом токенов в обращении стартапа после того, как он ICO завершит. Здесь речь должна пойти о дистрибуционной и «bounty» программах.
Если в «white paper» говорится, что на дистрибуцию токенов помимо инвесторов будет выделяться достаточно значимый процент, например, больше 20-25 % токенов, то у инвестора, изучающего документацию ICO, здесь должен сработать сигнал тревоги. Ведь в таком случае стартап просто обязан предоставлять какие-то инструменты по заморозке, холдированию токенов, с тем чтобы их неконтролируемый сброс постоянно уменьшался. Если об этом в документе ничего не говорится, то надо обратиться к стартапу за разъяснениями.
Технологические аспекты эмиссии токенов, прописанные в «white paper», очень важны и для юридического обоснования проекта, и для прохождения самого ICO, и для функционирования стартапа после ICO. Если токен развернут на базе эфириума, то для инвестора степень риска, вызываемая техническими проблемами, уменьшается. Однако, если стартап принимает только эфириум как средство оплаты, то это чревато неприятными последствиями, потому что может привести к серьёзным сложностям для потенциальных пользователей, их недовольству, и, в конечном счёте, к сокращению числа инвесторов.
Если «white paper» подготовлена качественно и переведена на достаточное количество языков, то это значит, что вся подготовительная работа выполнена, и велика вероятность, что основную работу стартап будет делать неплохо.
Не менее важным документом, который стартап также должен предоставить, является «one-pager» – краткая презентация ICO стартапа. Это документ даёт краткое представление о проекте, при этом очень часто выходя за пределы одной страницы. Поскольку для того, чтобы глубоко изучить «white paper» потребуется немало времени, то можно пригласить сторонних экспертов параллельно проштудировать её.
Выступая нередко в качестве такого эксперта, я анализирую в первую очередь «one-pager», а потом «white paper», потому что в «one-pager», как правило, не хватает информации. Я всегда прошу стартап изложить как работает токен экономика проекта, и продемонстрировать расчет спроса и предложения, чтобы стало ясно откуда берется спрос на токены, и каким способом балансируются спрос и предложение.
«Оne-pager» также должен сжато дать характеристику рынка, рассказать о бизнес-задаче стартапа, объяснить его бизнес-модель, и показать финансовую модель деятельности стартапа, пусть даже в виде одной таблички.
Тем самым, этот документ поможет ответить сразу на ряд вопросов, показав рынок, рыночную задачу, решение рыночной задачи при помощи данного бизнеса и его потенциал. Он покажет инвестору токен, стоящий в центре экосистемы стартапа в качестве стержневого элемента бизнеса, и продемонстрирует, как будет генерироваться спрос на эти токены.
И последнее, но не менее важное, что должно быть отражено в «оne-pager», это, конечно же, команда стартапа и его консультанты. Анализируя эту команду, инвестору станет ясно, в силах ли эти люди справиться с поставленной задачей, и в силах ли они решить как задачу ICO, так и задачи бизнеса.
Задать вопрос Николаю Евдокимову можно на сайте