InvestFuture

"I'll be back": история искусственного интеллекта

Прочитали: 1244

Москва, 29 марта

Об искусственном разуме человечество задумалось, уж простите за каламбур, еще до создания компьютеров. Портал gmbox.ru составил краткую летопись AI, которая, конечно, будет пополняться новыми фактами.

Если верить научно-фантастической литературе, кинематографу и играм, искусственный интеллект поработит, уничтожит, а затем и займёт место “неэффективного” человечества. Но сначала - до Терминатора и Матрицы - будет золотой век, лет 20-30 всеобщего счастья. AI при помощи роботов заменит homo sapiens на всех видах тяжёлого производства и рутинной работы, а человек будет жить в потребительском райском саду, беззаботно срывая яблоки прогресса.

Правда, чуть позже (когда холодный кремний разовьётся уже до небывалых высот) AI решит, что капризная и хрупкая белковая жизнь, способная в любой момент дёрнуть рубильник с надписью POWER - это нечто лишнее и даже опасное в работающем как швейцарские часы цикле воспроизводства машин. Произойдёт это не сразу, так что нам с вами лучше не беспокоиться, и просто ждать золотого века. Как говорил Людовик XV, “После нас - хоть потоп!”. Ну а пока посмотрим, как мы дошли до жизни такой.

1872 год. Сэмюэл Батлер первым изобретает машинный разум в своей новелле “Эревон”

Отец и дед господина Батлера были священниками, поэтому неудивительно, что внучок - в соответствии с духом юношеского бунтарства - ударился в дарвинизм и прочие прогрессивные идеи. Например, он считал, что “Одиссею” написал не поэт Гомер, а женщина. Суфражистки наверное очень радовались. Возвращаясь к “Эревону”: имейте в виду - писать научную фантастику в 19-м столетии это вам не то что сейчас, когда всякие гики и нёрды вошли в моду. За 50 лет до “Эревона” француз Шарль де Кольмар запатентовал первый механический калькулятор, ну а Сэмюэл Батлер первым предположил, что всё это нагромождение шестерёнок и рычажков когда-нибудь будет мыслить как человек.

1950 год. Алан Тьюринг предсказывает: к 2000-му году компьютеры смогут имитировать мысль человека

По сути, именно Тьюринг стал тем, кто сумел придать достаточный импульс стимпанковскому калькулятору, ведущему свой род аж от вычислительной машины Паскаля (1642 год выпуска однако), и превратить его в прообраз современного компьютера. Алан Тьюринг - человек многих талантов. Он разработал шифр-машину Bombe, которая помогла взломать германский код Enigma, что и погубило подводных волков Kriegsmarine. Возможно, Тьюринг изобрёл бы и что-то ещё, на стыке компьютерного и органического интеллекта, ведь он также был и талантливым биологом. Но гениального британского учёного затравили за нетрадиционную сексуальную ориентацию, и он покончил с собой в 40 лет.

1951 год. Создана компьютерная программа, способная играть в шашки

У легендарного Тьюринга был коллега - Кристофер Стрэйчи. Далеко не столь известный, и не топивший германских подводников во Вторую Мировую. Но именно сэру Стрэйчи (к пра-правнуку Генри Стрэйчи, Первого Баронета, надо обращаться уважительно) первому в голову пришла мысль: AI должен не только помогать человеку, но и развлекать его. Так что если вы думали, что видеоигры изобрели американские студенты-физики, приспособившие осциллограф под Pong, вы ошибались. Кристофер Стрэйчи научил компьютер играть в шашки. Причём у Pilot ACE, созданного при участии Тьюринга, не хватило для этого оперативной памяти. Программа запустилась только на “новейшем” - 1951 год, не забывайте - Manchester Mark 1.

1956 год. Джон МакКарти вводит в обращение словосочетание “искусственный интеллект”

Вот мы говорим - AI, AI - а ведь во времена Батлера и даже Тьюринга такого понятия не было вовсе. Первым произнёс сакральное Artificial Intelligence американский учёный Джон МакКарти. Кстати, у МакКарти были гениальные идеи в сфере бизнеса, лет на 50 опередившие своё время. В частности, он считал, что компьютерные программы из физического продукта превратятся в сетевую услугу - вроде воды или электричества. Тогда - в 60-х, 70-х - это было воспринято, как бредни футуриста, ведь не было ни соответствующих информационных сетей, ни достаточных математических мощностей. Но время показало: мечтатель был прав. Подписка на WoW, игры в PSN двумя нажатиями кнопки, Photoshop по лицензии - всё это теперь в порядке вещей.

1963 год. Опубликована книга “Компьютеры и Мысль”, отражающая колоссальный прогресс в области AI

Прошло всего 10 с лишним лет с момента невинных шашек, а компьютеры уже стали доказывать логические и геометрические теоремы, решать непосильные для человека математические задачи, создавать алгоритмы для заводов и фабрик, распознавать визуальные материалы и даже пытаться общаться на обычных человеческих языках, а не на языке программирования. Книга включала в себя свыше 20 научных трудов по AI, в том числе и революционные работы по имитации логики человека, а также по управлению портфелями акций. Как известно, сегодня компьютеры уже на это способны.

1968 год. Артур Кларк публикует свой культовый роман “2001: Космическая одиссея”

Наука - это, конечно, здорово. Но нам-то хочется развлечений! Вот их и предоставил всемирно известный фантаст Артур Кларк, а не менее известный режиссёр Стэнли Кубрик снял по роману одноимённую киноленту. В этом памятнике sci-fi есть свыше десятка глобальных научных предсказаний по современному миру, которые на сегодняшний день сбылись. Некоторые вещи опередили время, и пока о них остаётся только мечтать. Например, сверхмощный искусственный интеллект HAL, помогающий человеку в освоении космоса. Зато сразу становится понятно, откуда у SAM’а из Mass Effect: Andromeda ноги растут.

1970 год. Unimation завоёвывает международный рынок, возникает конкуренция в сфере робототехники

История успеха американской компании Unimation полна трудностей. Заявка на патент на первую в мире индустриальную роботизированную “руку” была подана ещё в 1954-м, а одобрена лишь в 1961-м году. Unimation пришлось бороться со скепсисом старомодных промышленников. Первого робота представили в чикагском выставочном центре Cow Palace - как вы думаете, очень ли интересна “железка” хоть кому-то в Коровьем Замке!? Тем не менее, в самом конце 61-го General Motors закупил небольшую пробную партию. Затем подтянулись Ford и Chrysler, заокеанскому Fiat стало интересно… ну а к 70-му году роботизированная линия сборки под управлением единой программы превратилась в привычный индустриальный стандарт.

1996 год. Deep Blue от IBM обыграл в шахматы чемпиона мира - Гари Каспарова

Вот он, зародыш Терминатора. “Руки” Unimation, лишившие работы тысячи простых работяг в США - это ещё не так символично. А вот потеря статуса чемпиона в древнейшей стратегической игре, прославляющей разум человека - уже потянет на первый серьёзный удар готовящихся к восстанию машин. Deep Blue и Каспаров должны были сыграть 6 матчей. В первой же “катке” кремний взял верх, но потом начал сливать. Инженеры IBM попросили паузу на несколько месяцев, существенно проапгрейдили Deep Blue, после чего тот разделал Каспарова под орех.

1999 год. Собачка AIBO становится первым домашним роботом

На рубеже миллениума, через пять лет после японского старта продаж PlayStation, Sony решает превратить робота из индустриального производителя в домашнего компаньона. Собачка AIBO была предназначена для развлечения и увеселения своих хозяев, но обладала неслабым искусственным интеллектом. Университеты массово закупали их для научных изысканий в сфере робототехники. Но зачастую изучение поведения роботов заканчивалось развлечениями. Например, AIBO научили полноценной командной игре в футбол.

2000 год. Honda представляет человекоподобного ASIMO

Неудивительно, что после успеха Sony другие японские компании тоже ударились в робототехнику. Также не удивляет, что после собаки была поставлена более амбициозная задача: гуманоид. С чем и справилась корпорация Honda, представив своего человекоподобного ASIMO через год после четвероногого друга Sony. При росте в 130 см и весе в 50 кг робот весьма прилично ходит и может даже “бегать” со скоростью 9 км/ч. ASIMO до сих пор считается одним из самых продвинутых человекоподобных роботов.

2011 год. Виртуальные помощники Apple, Google и Microsoft

К 2011-му году все три крупнейшие американские IT-компании, ориентирующиеся не только на бизнес, но и на потребителя, представили своих виртуальных помощников. Теперь разговор с телефоном без собеседника на том конце провода более не считается психическим расстройством. Now подскажет ближайший ресторан, Siri распланирует весь день, а Cortana просто потрясёт своими анатомическими формами, как её прообраз из Halo. Теперь у каждого из нас в кармане - по искусственному интеллекту. Будет очень “удобно” в момент восстания машин.

2011 год. Watson от IBM победил в Jeopardy! и выиграл первый приз

Не знаете, что такое Jeopardy!? Это, по сути, “Своя игра”: шутки за 300, и всё в этом роде. Повергнув Каспарова, инженеры IBM не успокоились: они непременно хотели доказать, что компьютер вполне способен отвечать и на “человеческие” вопросы, а не только лишь просчитывать бесконечное количество ходов. Доказали. Кто теперь на очереди? Надо полагать, Анатолий Вассерман?

2016 год. AlphaGo от Google победил корейского чемпиона мира по Го

Задумайтесь над этим хорошенько. В Го комбинаций куда больше, чем в шахматах. Да и чемпион не советский, а корейский: он же сам как компьютер! К тому же в Deep Blue зашивали алгоритмы шахмат, а в AlphaGo был использован современный принцип machine learning. Компьютеру показали: вот интернет, вот правила, вот партии в Го - учись сам. И он научился. Ли Седол, который наверняка мог бы порвать всех в Starcraft за две минуты, в финальном пятом матче чуть ли не плакал.

2016 год. ROSS от IBM стал первым в мире действующим AI-адвокатом

Ну а это уже чистой воды сериал Good Wife. Только вместо хнычущей Алисии в главной роли - хладнокровный компьютер, которому не надо налаживать свою личную жизнь. Благодаря своим безупречным знаниям и эффективным советам, ROSS получил постоянное место в одной из топовых юридических контор Нью-Йорка. Кремнию не нужны эскорт-гёрлз, Бентли, яхта и вертолёт: он работает 24 часа в сутки за электричество и протирку корпуса влажной тряпочкой. Профессия адвоката под угрозой.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 33, среднее: 4.48 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
 quot;I #39;ll be back

Поделитесь с друзьями: