Неудивительно, что президент Дональд Трамп постоянно выражает свое недовольство по поводу темпов торговых переговоров между США и Китаем: Вашингтон и Пекин не могут договориться уже более двух лет.
До сих пор единственным результатом двусторонних встреч является периодическое увеличение стоимости китайских и американских товаров для потребителей в США и Китае, а также рост неопределенности для мировой экономики. Причем, несмотря на усилия переговорщиков обеих стран, сохраняется угроза развязывания полномасштабной торговой войны.
Официальные представители США настаивают, что достигнут значительный прогресс с тех пор как в мае провалилось подписание сделки. Однако на пути к достижению соглашения все еще остаются несколько ключевых и трудно преодолимых препятствий, считает The National Interest.
Американские представители отказываются исключать из переговоровов тему китайских структурных реформ, на чем настаивает Пекин. Китайцы, в свою очередь, отказываются сохранить за США право вводить новые ограничения в случае затягивания китайских реформ. Между тем, чем дольше сохраняются тарифы на взаимный экспорт, тем больше страдают экономики обеих стран.
Эффект на темпы роста ВВП Китая из-за торговых войн в разных сценариях
С самого начала было ясно, что администрация Трампа будет использовать пошлины в качестве переговорного инструмента, чтобы заставить Китай фундаментально изменить американо-китайские экономические отношения. Правда, Вашингтон, часто корректирует свои требования к Пекину.14 августа 2017 г. Трамп поручил Управлению торгового представителя США (USTR) расследовать “плохое поведение” Поднебесной. Вскоре ведомство обнародовало свое заключение, согласно которому Китай “ограничивает американские инвестиции, имеет несанкционированный доступ к компьютерным системам американских компаний, не позволяет американским компаниям устанавливать рыночные цены на свою продукцию и не препятствует незаконной передаче американских технологий китайским компаниям”. По мнению USTR только по этим пунктам экономика США ежегодно теряет до $50 млрд.
Однако в этом году требования американских переговорщиков к Пекину увеличились и теперь включают увеличение закупок американской сельскохозяйственной продукции, прекращение манипуляций с китайской валютой, запрет на экспорт опиоидных препаратов, таких как фентанил, и сокращение торгового дефицита США с Китаем на $200 млрд.
Поднебесная в ответ на американские ограничения ввела дополнительные ввозные пошлины (от 5% до 25%) на американские товары почти на $110 млрд.
Пекин готов покупать больше сельскохозяйственной продукции из США, но его главное условие для заключения соглашения - отмена всех американских тарифов в первый день действия сделки. При этом Пекин настаивает, что закупки сельхозпродукции будут проводиться в зависимости от спроса на китайском внутреннем рынке и через государственные компании, такие как China Grain Reserves Corporation (Sinograin), China National Grains, Oils and Foodstuffs Corporation.
Пекин также готов провести структурные реформы, но они должны быть исключены из контекста торговых переговоров.
В этом году Национальный парламент Китая принял закон, который позволяет рассматривать американские инвестиции точно так же как любые китайские инвестиции. Однако этот закон вступает в силу с 1 января 2020 г. и в Китае все еще сохранятся определенные ограничения на иностранные инвестиции и доступ к внутреннему рынку.
Кроме того, согласно закону “О Национальной разведке и кибербезопасности” китайское правительство имеет право требовать доступ к интеллектуальной собственности США на территории Китая. Пекин утверждает, что любое требование изменить этот или другой закон в рамках переговоров может поставить под сомнение законодательную независимость Поднебесной.
Администрация Трампа планирует в октябре и декабре ввести новые ввозные пошлины на китайские товары. Пекин, скорее всего, объявит о зеркальных мерах, как это было раньше.
По мнению экспертов Вашингтон и Пекин должны отменить карательные тарифы, которые были введены в последние два года, а также рассмотреть возможность отмены торговых ограничений, которые появились до прихода администрации Трампа.
Если Вашингтону необходим период поэтапного отказа от тарифов, то Пекин должен согласиться на это. Американцы, в свою очередь, должны признать, что Пекин может провести структурные реформы на своих условиях и их большая часть должна быть вынесена за рамки переговоров. Более того, США смогут влиять на ход этих реформ только в том случае, если они продолжат сотрудничать с Китаем.
Вашингтон и Пекин смогут заключить торговое соглашение только тогда, когда обе стороны займут более реалистичную и гибкую переговорную позицию, считают эксперты.