Совсем недавно (в январе) Международный валютный фонд (МВФ) гордо заявил о силе глобальной экономики и пообещал в 2018 г. "самый широкий синхронный рост мировой экономики с 2010 года".
С тех пор Аргентина обратилась в МВФ за срочной финансовой помощью, Турция столкнулась с тяжелейшим валютным кризисом, Индонезия не может остановить массовое бегство инвесторов, все громче звучат опасения по поводу состояния дел в Италии и Испании и как никогда реальной стала угроза развязанной Трампом "торговой войны". Так что же изменилось?
Под "глобальной системой финансовой поддержки" подразумевается сочетание глобальных, региональных и двусторонних организаций и механизмов, призванных помочь странам, переживающим экономические и финансовые кризисы, а также меры по предотвращению и распространению этих потрясений.
Самой известной организацией в этой системе является МВФ, у которого в антикризисном фонде около $1 трлн. Вторым по важности можно назвать Всемирный банк, у которого на "черный день" есть $263 млрд.
Существует также целый ряд региональных структур, таких как Чиангмайская инициатива в Азии (с $240 млрд) и Европейский стабилизационный механизм (с $600 млрд). Двусторонние соглашения о валютных свопах, в рамках которых центральный банк одной страны может обменять свою валюту на валюту другой страны, также являются важной частью системы поддержки в кризис.
В общей сложности глобальная система обеспечения стабильного функционирования финансовой системы имеет около $4,6 трлн, или в семь раз больше, чем в 1980 г. Но эта огромная цифра обманчива и может вызвать опасное чувство самоуспокоенности.
Во-первых, не все эти деньги сразу доступны. Некоторые из них вложены в существующие программы (например, в Греции), а руководители центральных банков не раз заявляли, что многие валютные своп-линии недоступны во время кризиса. Это уменьшает глобальную систему финансовой поддержки до $2,5 трлн.
Кроме того, не все ресурсы доступны для всех стран. Так, Европейский стабилизационный механизм помогает лишь членам еврозоны. Нет также гарантий, что стране, испытывающей финансовые проблемы, крупный центральный банк предложит своп-линию.
Эта фрагментация делает систему поддержки чрезвычайно медленной и непоследовательной, что делает кризисы более дорогими. Многие страны, в первую очередь развивающиеся, не подпадают ни под одну из названных программ (как, например, Турция и Аргентина) и у них нет устойчивого рынка капитала, как в США, Канаде или Австралии.
Может ли нынешняя система помощи обеспечить как минимум тот же уровень поддержки, какой был предоставлен в прошлом? Чтобы получить ответ на этот вопрос, эксперты проанализировали три региональных кризиса (азиатский финансовый кризис, европейский долговой кризис и латиноамериканский долговой кризис) и шесть страновых кризисов (в Аргентине, Турции, Эквадоре, России, Мексике и Чили). Хотя финансовая система сегодня более устойчивая, чем раньше, итоги анализа как никогда тревожные.
В то время как система обеспечения стабильного функционирования финансовой системы хорошо работает в случае кризисов в конкретных странах, у нее возникают проблемы с крупномасштабным или региональным потрясением. Предоставление того же уровня поддержки, какой был во время азиатского финансового кризиса 1997 г., приведет к истощению всех валютных свопов, использованию ресурсов всех региональных программ, всех региональных банков развития, и возникнет необходимость в исключительном доступе к фондам МВФ.
Во-вторых, большинство кризисов в настоящее время требуют доступа к многочисленным элементам системы поддержки. МВФ больше не способен оказывать помощь в одиночку. Страны все больше полагаются на региональные механизмы, которые в Азии никогда не тестировались, а в Латинской Америке они небольшие.
В-третьих, несмотря на рост региональных фондов, странам все еще приходится обращаться в МВФ. Это означает, что должна быть безупречная координация нескольких организаций во время кризиса.
Кроме того, не следует забывать, что ресурсы МВФ уменьшатся вдвое к 2022 г., если Конгресс США не одобрит дополнительное финансирование, а такие страны, как Китай, не согласятся выдавать кредиты МВФ.
Что можно сделать? В краткосрочной перспективе страны должны увеличить временные ресурсы МВФ и укрепить сотрудничество между организациями системы поддержки. Центральные банки должны четко определиться, останутся ли своп-линии в условиях кризиса и возможно ли их распространение на большее число стран.
В долгосрочной перспективе необходимо подтвердить центральную роль МВФ в системе поддержки и сделать более гибкими механизмы кредитования.
Вспомним, что время накануне кризиса 2008 г. отличалось опасным чувством самоуспокоенности. Нельзя допустить, чтобы это самоуспокоенность вновь охватила мир.