Госдума приняла поправки в Бюджетный кодекс (БК) России. Речь идет о новых условиях применения бюджетного правила, ограничивающего расходы бюджета, и объединении на основе Фонда национального благосостояния (ФНБ) двух фондов - Резервного фонда и ФНБ.
Бюджетное правило
По закону расходы бюджета не могут превышать размер нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены нефти, базовой экспортной цены газа и прогнозируемого валютного курса, а также размера прочих доходов и прогнозируемых расходов на обслуживание госдолга. Базовая цена нефти составляет $40 за баррель, но начиная с 2018 г. цена подлежит ежегодной индексации на 2%.
Такой способ определения предельных расходов ограничивает базовый размер заимствований на обслуживание долга.
Закон одобрен под названием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ". Новая редакция "бюджетных правил" вступит в силу с 1 января 2018 г., то есть при определении бюджета на 2019 г. и последующие годы.
При этом 2018 г. определен переходным годом. Так, расходы бюджета не могут превысить увеличенный на 1% ВВП размер доходов за вычетом нефтегазовых доходов. Кроме того, размер условно утверждаемых расходов в законе о бюджете на 2018 г. и последующие годы не уточняется, а на 2019 г. уточняется в объеме не менее 2,5% от размера расходов бюджета на этот год. При этом общий размер расходов на 2019 и 2020 гг. определят в соответствии с новой конструкцией "бюджетных правил".
Объединение Фонда национального благосостояния и Резервного фонда
Закон решает вопрос об объединении Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда на базе ФНБ.
"Предлагается объединить Фонд национального благосостояния и Резервный фонд на базе ФНБ. Такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда в условиях резко снизившихся цен на нефть в последние два года. Целевая составляющая объединенного фонда сохраняется такой же, как были предшествующие два фонда, то есть три цели: это финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений", - заявил замминистра финансов Владимир Колычев.
По закону средства Резервного фонда должны перечислить в ФНБ до 1 февраля 2018 г.
Объединенный фонд пополнят за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Использование денег ФНБ на финансирование дефицита бюджета и бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) осуществят в зависимости от остатка средств фонда к концу очередного финансового года.
Если объем средств в объединенном фонде превысит 5% ВВП, то использование этих средств ограничат объемом недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем году.
В случае если остаток средств в фонде окажется меньше 5% ВВП, то использование средств фонда ограничат 1% ВВП, для того чтобы сохранить минимальный допустимый объем средств в суверенных фондах.
Закон закрепляет обязанность Минфина ежемесячно обнародовать сведения о размере средств объединенного фонда, зачислении средств в фонд, размещении и использовании средств в отчетном месяце.
До достижения размера фонда отметки 7% ВВП не допускается размещение средств ФНБ в иные финансовые активы, за исключением начатых до 1 января 2018 г. самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден правительством, и начатых до 1 января 2018 г. проектов "Внешэкономбанка".