Москва, 7 марта - "Вести. Экономика" "По итогам 2016 г. ФНС России, не увеличивая налоговую и административную нагрузку, обеспечила рост налоговых поступлений во все уровни бюджета в условиях снижения макроэкономических показателей", - заявил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России.
ВВП России в 2016 г. сократился на 0,2%, многие предприятия закрывались.
Но в консолидированный бюджет страны по итогам 2016 г. поступило 14,5 трлн руб., что на 5% больше, чем за 2015 г. В федеральный бюджет поступления выросли на 1% и составили 6,9 трлн руб.
Рост поступлений в бюджет обеспечили: НДС - поступило 2,7 трлн руб. (+ 8%), акцизы - 1,3 трлн руб. (+27,6%), НДФЛ – более 3 трлн руб. (+7,5 %), налог на прибыль - 2,8 трлн руб. (+6,6%).
Среди причин роста сбора налогов при спаде экономики – и улучшение контроля уплаты налогов, и введение новых кассовых аппаратов, и борьба с фиктивным банкротством и с фирмами-однодневками, а также закон, заставивший платить налоги в России иностранные интернет-компании.
С начала 2017 г. 67 зарубежных интернет-компаний зарегистрировались в российских налоговых органах. За январь-февраль 2017 г. поступления страховых взносов составили 692 млрд руб., что на 2% больше января-февраля 2016 г. В 2,5 раза (с 1,8 млн в 2011 г. до 700 тыс. в 2016 г.) сократилось количество фирм-однодневок, которые используются для уклонения от уплаты НДС. Число выездных налоговых проверок в 2016 г. снизилось на 15%, в результате в бюджет взыскано 173 млрд руб., или на 21% больше, чем в 2015 г.
Основные причины роста сбора налогов:
1. Автоматизация процессов администрирования дала возможность контрольному блоку службы сконцентрировать внимание на зонах максимального риска, снизив давление на добросовестных налогоплательщиков. Так, число выездных налоговых проверок в 2016 г. снизилось на 15%, в результате в бюджет взыскано 173 млрд руб., или на 21% больше, чем в 2015 г. Кроме того, около 26 млрд руб. поступило дополнительно в бюджет без проведения налоговых проверок в результате аналитической работы налоговых органов.
2. Эффективная совместная работа контрольного и юридического блоков позволила показать высокие результаты при защите интересов бюджета в судах. Количество судебных споров с бизнесом снизилось в 2016 г. в три раза. Сегодня судами в пользу бюджета рассматривается 82% сумм требований.
3. Михаил Мишустин подчеркнул, что высокая динамика налоговых поступлений - это кумулятивный эффект налогового администрирования и принятия законодательных решений. В июле 2016 г. принят закон о поэтапном переходе по всей стране на новую технологию применения контрольно-кассовых терминалов (ККТ). С 1 февраля 2017 г. бизнес начал применять новые кассы, и уже сегодня можно говорить о первых результатах реформы: - более 100 тыс. кассовых аппаратов работают в соответствии с новыми требованиями, - в системе зафиксировано уже более 220 млн расчетов на сумму более 110 млрд руб., - ежедневно в АСК ККТ регистрируется около 5 тыс. касс.
4. Также в 2016 г. принят закон, который внес комплексные изменения против злоупотреблений процедурами банкротства для неуплаты налогов. Ликвидирована практика приоритетной очередности операционных производственных расходов банкротов перед налогами. По итогам 2016 г. банкротами уплачено в бюджет 64 млрд руб., что в 2,3 раза больше, чем в 2015 г. В рамках заключенных мировых соглашений в бюджет поступило почти 1,2 млрд руб., что в четыре раза больше, чем в 2015 г.
5. Улучшилась работа с долгами. Говоря о работе по взысканию задолженности, Михаил Мишустин отметил, что всего в 2016 г. в рамках принудительного взыскания в бюджеты всех уровней поступило почти 770 млрд руб. – на 14% больше 2015 г. "Одним из важных результатов работы стало усиление контроля за фиктивной миграцией компаний. За 2016 г. межрегиональная миграция сократилась в 3,5, а задолженность таких организаций на момент перерегистрации снизилась более чем в два раза к уровню 2015 г.", - сообщил руководитель ФНС России.
6. Борьба с незаконным возмещением НДС. Наряду с законодательными нововведениями используемые службой современные технологии формируют прозрачную налоговую среду и условия для самостоятельного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Так, применение АСК НДС -2 позволило почти в восемь раз снизить количество заявлений на возмещение НДС высокорисковыми организациями.
7. В 2,5 раза (с 1,8 млн в 2011 г. до 700 тыс. в 2016 г.) сократилось количество фирм-однодневок, которые применяются для уклонения от уплаты НДС. Также сокращению способствовала масштабная работа по чистке ЕГРЮЛ. В 2016 г. 650 тыс. юридических лиц, имеющих признаки фиктивных компаний, исключены из Реестра, что в 3,5 раза больше, чем в 2015 г.
8. С 1 февраля 2017 г. стартовал эксперимент по маркировке лекарств контрольными знаками, а также напомнил о результатах проекта по маркировке товаров из натурального меха. За время реализации проекта легальный ввод меховых изделий в оборот вырос на 57%. Розничная продажа в пять раз превысила показатели маркетинговых исследований по обороту за весь 2015 г.
9. С января 2017 г. Налоговая служба приступила к администрированию иностранных интернет–компаний, и сегодня 67 компаний уже поставлены на учет в налоговый орган.
В заключение Михаил Мишустин напомнил, что с 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов, осуществляет Налоговая служба. По итогам первых двух месяцев поступления страховых взносов составили 692 млрд руб., что на 2% больше января-февраля 2016 г.
"Качественное администрирование страховых взносов – одна из приоритетных задач, стоящих перед ФНС России в 2017 году", - подчеркнул Михаил Мишустин.
Также среди основных задач на 2017 г. глава ФНС России назвал исполнение доходов бюджетов всех уровней, повышение эффективности контрольной работы, снижение задолженности и дальнейшее развитие электронных сервисов.