На фоне роста напряженности между США и Китаем из-за того, на ком лежит ответственность за распространение коронавируса, начались дискуссии о торговле, передаче технологий и о том, должны ли китайские компании зарабатывать деньги на открытых рынках США. Однако следующей проблемой в конфликте двух крупнейших экономик мира может стать назревающий долговой кризис на развивающихся рынках.
Усугубление глобального экономического спада может привести к тому, что более бедные страны не смогут обслуживать суверенный долг. В апреле группа богатых стран G20 договорилась о замораживании выплат по кредитам. Однако Китай пытается реализовать свою инициативу "Один пояс — одна дорога". Как отмечает директор по международной экономике и старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Бенн Стейл, этот проект позволил создать инфраструктурные кредиты для бедных стран на сумму не менее $350 млрд.
"Китай поддержал G-20, но позже сказал, что кредиты, выданные Экспортно-импортным банком Китая, сюда не входят. Нужно быть достаточно опытным, чтобы понять, что Экспортно-импортный банк — это что-то вроде копилки для проекта «Один пояс — одна дорога", — сказал Стейл.
Госсекретарь США Майк Помпео раскритиковал кредитную политику Китая в отношении Африки.
"Коммунистическая партия Китая обременила африканские страны огромной задолженностью", — сказал он, добавив, что африканские страны вынуждены опираться на «ряд сделок с чрезвычайно тяжелыми условиями, которые могут принести ужасные последствия для африканских народов в долгосрочной перспективе».
Между тем, группа из 16 сенаторов-республиканцев отправила письмо Помпео и министру финансов США Стиву Мнучину, призвав их «оказать давление на китайские институты и заставить их пересмотреть основной долг развивающихся стран без политического quid pro quo». Они утверждали, что кредиты по проекту "Один пояс — одна дорога" были выданы не только из экономических, но и политических соображений. Они назвали эту программу "дипломатией долговых ловушек".
Сенаторы привели пример того как одна из государственных китайских компаний, по сути, захватила порт Хамбантота на Шри-Ланке, заключив договор аренды сроком на 99 лет, после того как страна не смогла «погасить долг перед Китаем на сумму $1 млрд».
Другие считают, что проект «Один пояс — одна дорога» — это добросовестная попытка стимулировать экономический рост внутри страны и в регионе Большого Китая, и что большинство этих сделок взаимовыгодны.
Эксперт Дебора Брэтигам из Университета Джона Хопкинса утверждает, что Китай давно использует иностранные инвестиции и опыт, а «Один пояс — одна дорога» позволяет ему экспортировать этот опыт в более бедные страны по всему миру.
"Развивающимся странам Азии нужны инвестиции в инфраструктуру в размере около $1,7 трлн в год для поддержания роста, сокращения бедности и смягчения последствий изменения климата. В Африке, которая находится на периферии проекта «Один пояс — одна дорога», ежегодные расходы на инфраструктуру должны составлять $130-170 млрд", — отмечает Брэтигам.
По данным МВФ, общий долг стран с формирующимся и пограничным рынком вырос с 75% ВВП до 100% в 2020 году, кредитные рейтинги эмитентов снизились, доля иностранных владельцев долгов на развивающихся рынках выросла.
"Большинство стран с низким уровнем дохода испытало высокий риск долгового кризиса в конце прошлого года, так что само собой разумеется, что любое напряжение, экономический шок в результате этого кризиса заставит платить по счетам", — отметил Скотт Моррис, старший научный сотрудник Центра глобального развития.
По данным МВФ, после наступления последнего экономического спада наблюдался отток капитала в $100 млрд из стран с формирующимся рынком, денежные переводы из богатых стран в бедные должны сократиться на $100 млрд в течение года.
Эта динамика привела к росту процентных ставок, по которым более бедные страны могут занимать деньги. Она создала обеспокоенность по поводу надвигающегося долгового кризиса на развивающихся рынках. В последние месяцы вырос интерес инвесторов к процентным ставкам по долговым обязательствам на развивающихся рынках, поскольку спрэд между доходностью JP Morgan Emerging Market Bond index и 10-летними облигациями вырос с 2,9% в декабре до 5,4% в четверг, по данным Bloomberg.
По словам Эндрю Дэвенпорта из RWR Advisory Group, проект «Один пояс — одна дорога» стал основным драйвером долгов развивающихся стран, особенно в Африке.
Дэвенпорт сказал, что пандемия коронавируса может стать моментом истины для проекта «Один пояс — одна дорога». «Китаю абсолютно не нужно, чтобы эти страны не смогли погасить свои долги. Это станет концом эксперимента «Один пояс — одна дорога», — сказал он.
"США уже давно говорили, что эти кредиты основаны не на рыночных принципах. Они не конструктивны и во многих случаях служат целям стратегического прогнозирования власти Пекина. Неспособность некоторых стран погасить кредиты перед Китаем — лишнее тому подтверждение. И Китай явно пытается этого избежать", — отмечает он.
Экономист Гарвардского университета Кеннет Рогофф сказал, что рассматривать грядущий долговой кризис развивающихся стран через призму политики США и Китая в области силы и власти означает недооценивать масштаб проблемы. Мораторий G20 на долг стран с формирующимся рынком был лишь началом. Даже если Китай вовлечен в повсеместную реструктуризацию кредитов проекта "Один пояс — одна дорога", нужно предпринять гораздо больше шагов, в том числе со стороны таких учреждений, действующих под руководством США, как Всемирный банк.
"Это даст возможность США противостоять попыткам Китая по проектированию мирового влияния… В Вашингтоне мало кто признает, что по всему миру может потребоваться массовая гуманитарная помощь. Мы видим все эти бюджеты на триллионы долларов, но я не слышу ни слова об иностранной помощи. Почти наверняка можно говорить о великой депрессии на развивающихся рынках", — отметил Рогофф.