InvestFuture

Долгосрочные бюджеты бесполезны: уроки Америки

Прочитали: 970

В феврале 2001 г. Алан Гринспен, тогда еще глава ФРС, участвовал в слушаниях бюджетного комитета сената по вопросу сокращения налогов (инициатива Джорджа Буша). Гринспен дал законодателям свое квалифицированное "добро", но с замечанием, которое сегодня звучит необычно: он выразил опасение, что Америка слишком быстро погасит свои долги.

В ту неделю Служба управления и бюджета при администрации Билла Клинтона опубликовала свой последний бюджетный прогноз на десять лет. Компании только что завершили многолетние капиталовложения в стационарные компьютеры, и у работников возросла производительность. Это привело к увеличению корпоративной прибыли, а значит и размера выплачиваемых правительству налогов.

Продолжительный "бычий" рынок на бирже означал, что Минфин также собирал больше налогов на прирост капитала.

"События последних пяти-семи лет, - заявил тогда Гринспен. - Были действительно беспрецедентными". Администрация Клинтона, похоже, покидая Белый дом, преподнесла всем подарок. Профицит годового бюджета в 2011 г., согласно прогнозу, должен был составить $899 млрд, а прирост за все десятилетие - $5,6 трлн, или размер федерального долга на конец 2000 г.

В связи с этим глава ФРС заявил конгрессу, что он беспокоится, что федеральное правительство может полностью погасить свой долг и, возможно, даже начать сберегать и инвестировать свое богатство в частные активы. Это может помешать эффективному размещению капитала, опасался Гринспен.

Таким образом, сокращение налогов - хороший способ помешать правительству полностью рассчитаться с долгами.

Он также предупредил, что сокращение должно быть лишь при появлении реального профицита, но журналисты тогда опустили это важное замечание и раструбили лишь то, что Гринспен поддержал план Буша по сокращению налогов.

Затем произошли несколько очень важных событий. Лопнул дотком-пузырь, а вместе с последовавшей легкой рецессией началось снижение налоговых поступлений. Захваченные террористами самолеты были направлены в здание Пентагона в Вашингтоне и Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, а налогоплательщикам пришлось финансировать две войны (в Афганистане и Ираке).

Чуть позже в том же десятилетии разразился огромный финансовый кризис, а глубокая рецессия сократила налоговые поступления, но увеличила расходы на такие вещи, как пособие по безработице.

Ожидаемый администрацией Клинтона прирост в $5,6 трлн к 2011 г. превратился в дефицит в $6,1 трлн.

Десятилетний прогноз Америки оказался неточным на $11,7 трлн, а Алан Гринспен, один из лучших экономистов своего поколения, не смог увидеть будущие потрясения.

Но проблема не в том, что он был неправ, а в том, что мы не можем знать, что произойдет в ближайшие десять лет, отмечает британский журнал The Economist. Сегодня члены конгресса вновь обсуждают сокращение налогов, при этом они называют ожидаемую сумму прироста через десять лет.

"Это сохранит $400 млрд" означает, что "к концу десятилетнего отрезка мы сохраним $400 млрд". Но две хорошо известные хитрости скрываются под этой риторикой. Во-первых, самые болезненные изменения (или те, которые сохранят больше всего денег) произойдут не раньше седьмого или даже девятого года.

Во-вторых, сегодняшний конгресс может переложить на плечи будущих законодателей задачу претворения в жизнь самых тяжелых реформ. Причем все эти планы могут провалиться по одной причине: никакой конгресс не любит проводить болезненные изменения, и завтрашние политики, скорее всего, не будут храбрее, чем сегодняшние.

Но представим, что конгресс мужественно выполнит свою работу и не будет откладывать ее на будущие годы.

Десятилетний бюджетный прогноз, тем не менее, останется неточным по одной важной причине: мы плохо предсказываем будущее. Авторы прогнозов просто не могут предвидеть катастрофические события. Кроме того, правительства в прогнозах склонны к излишнему оптимизму.

Даже совершенная модель может упустить то, что экономисты называют "экзогенные шоки", то есть вещи, которые невозможно предугадать (как, например, угон 19 террористами четырех самолетов или тотальный обвал рынка капитала).

Так что готовясь к баталиям вокруг сокращения налогов конгрессменам полезно вспомнить простой совет Алана Гринспена, которое он дал еще в 2001 г.: "Что касается долгосрочной налоговой политики, то большинство экономистов согласны, что она должна устанавливать ставки на таком уровне, который позволяет выполнять все обязательства по расходам, не приводить к значительным негативным последствиям, повышать эффективность, а также увеличивать заинтересованность сберегать, инвестировать и хорошо работать".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 47, среднее: 4.64 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Долгосрочные бюджеты

Поделитесь с друзьями: