Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина опубликовали экспертный доклад "12 решений для нового образования". Общая стоимость предложенной образовательной реформы – 8 трлн руб.
ВШЭ и ЦСР предлагают полностью реформировать образование – от раннего развития, школьного обучения, структуры высшего и среднего профессионального образования, научных исследований и до проведения технологического обновления образовательных учреждений. "Более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина – отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там – не более 8-10%", - указывает на одну из проблем ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что эти проблемы возможно преодолеть с помощью 12 проектов. Они позволят не просто обеспечить развитие образования, но и внести решающий вклад в "прорыв" страны, в ее выход на новый уровень экономического, социального, технологического развития, через раскрытие созидательных возможностей населения в целом и самореализацию каждого человека в отдельности.
Каждый проект включает краткую "смету", описывающую необходимые инвестиции. Тезисы и расчеты экспертов подкреплены результатами различных исследований, проводившихся в последние годы в России и в мире. Необходимость преодоления отставания и значительного роста расходов на образование обозначалось в качестве одной из приоритетных целей в Послании президента РФ 1 марта 2018 г.
"Наряду с проектами ВШЭ и ЦСР предлагают и инструменты для их финансирования. Помимо средств федерального и регионального бюджетов речь идет о широком применении механизмов частно-государственного партнерства. Мы провели большое количество встреч и экспертных консультаций с различными представителями бизнеса, у них есть интерес в инвестициях в цифровую трансформацию образования, строительство образовательной инфраструктуры. ЧГП позволит "передвинуть" часть бюджетных расходов на период 2024-2030 гг. и при этом получить современную инфраструктуру школ уже в 2020-2022 гг.", - отметил Кузьминов.
В докладе детально рассмотрены три сценария, предполагающие дополнительный прирост финансирования образования к 2024 г. на 0,4% (инерционный сценарий), 0,8% (базовый сценарий) и 1,2% ВВП (оптимальный сценарий).
Экспорт образования, как показывает пример наиболее успешных стран, может составлять десятки миллиардов долларов. В США только объем образовательных кредитов превышает $1,25 трлн.