Рынок легального такси вырос до 0,7% ВВП, а нелегального – сократился до 0,09%. Несколько лет назад ситуация была зеркально обратной. Но в РФ число нелегалов остается большим – 82 тыс. человек.
С 2015 г. объем рынка такси в денежном выражении рос на 14,2% в год и достиг 575 млрд руб. в 2017 г., сообщается в исследовании Аналитического центра при правительстве РФ.
Количество официально занятых в отрасли на 2017 г. составляет 584 тыс. человек, при этом в течение года в этой сфере временно работало еще порядка 117 тыс., что в сумме дает порядка 700 тыс. работников, связанных со сферой такси.
Относительно 2015 г. число водителей растет на 25% ежегодно – по данному показателю рынок такси опережает многие традиционные сектора малого и среднего бизнеса.
Доля нелегальных такси сокращается
В денежном выражении нелегальный рынок снижался на 20% в год (75 млрд руб. в 2017 г., 116 млрд в 2015 г.), по количеству вовлеченных водителей – на 13% в год (82 тыс. человек в 2017 г., 118 тыс. в 2015 г.) и сейчас составляет не более 15% от общего числа водителей такси. Технологии изменили рынок: агрегаторы такси, мобильные приложения.Ключевыми игроками рынка на сегодняшний день являются крупные агрегаторы заказов и диспетчерские службы такси: Fasten, "Яндекс. Такси", Uber, Maxim, Gett Taxi. Пока суммарно на них приходится менее трети рынка – 32,8%
С дальнейшим ростом проникновения мобильного интернета, как в малых, так и в средних городах России, число онлайн-заказов будет только расти, считают эксперты.
Поездки на такси становятся более доступными для населения и более привлекательными по отношению к другим видам общественного транспорта, что снижает нагрузку на них. Так, средняя стоимость поездки по Москве с 2014 по 2017 гг. снизилась почти на 35%, время подачи снизилось с 10 до 4-5 минут.
Аварии с таксистами растут
Количество аварий с участием такси выросло за 2 года с 1166 в 2015 г. до 1604 в 2017 г., по данным ГИБДД.При этом наблюдается сокращение количества ДТП относительно общего количества активных разрешений на таксомоторную деятельность: с 0,31% в 2015 г. до 0,28% в 2017 г.
Крупные игроки рынка стараются повысить безопасность поездок своих пассажиров. Так, у "Яндекс. Такси", "Такси Максим", Wheely существуют программы страхования, которые позволяют обеспечить страхование водителей и пассажиров в случае ДТП без увеличения тарифа на поездки.
Причины аварий – усталость водителей и состояние автомобиля.
Минтранс России изучает возможность реализации автоматизированного дистанционного медицинского контроля и технического контроля транспортного средства с сохранением результатов в АИС.
На данный момент отсутствие электронных журналов и единообразных баз данных для проведения обязательных предсменных, пред- и послерейсовых медицинских осмотров водителей затрудняет реализацию эффективного контроля, формирует потенциальную возможность для коррупционных схем и мошенничества. Заполнение бумажного журнала повышает трудоемкость процесса и ограничивает пропускную способность процедуры, отмечается в исследовании.
Кто идет в таксисты?
Работа водителем такси является как основной, так и временной занятостью, выступая в качестве "буфера", обеспечивающего доход на время поиска основной работы.Часть населения совмещает основную работу, где заняты по гибкому графику или графику неполной занятости, с работой водителем такси.
В целом по стране доля водителей, для которых работа в такси является неосновным видом деятельности, составляет 40%.
Аналитики называют сферу такси перспективным источником самозанятости для населения, так как эта работа не требует получения специального образования и обладания особыми навыками (кроме наличия водительских прав) и может обеспечить быстрый легальный заработок.
Однако повышение популярности работы в такси привело к появлению на рынке компаний-посредников, занимающихся распределением разрешений на таксомоторную деятельность в розницу и при этом не являющихся таксопарками.
Бизнес-модель подобных компаний опирается на сложность получения разрешений и долгие сроки рассмотрения.
Драйвером самозанятости в сфере такси может служить упрощение процедур и сроков получения разрешений, а также перераспределение доходов от "посредников" к водителям.