В конце сентября 2018 г. индексный провайдер FTSE Russell присвоил Польше статус "развитого рынка". Это первая страна в Европе, получившая подобное повышение статуса за десятилетие.
Польша, бывший член советского блока, за последние четверть века продемонстрировала впечатляющие результаты. За этот период ее экономика удвоилась в расчете реального ВВП. В 2004 г. она стала членом Европейского союза, и ее политический вес и влияние с тех пор значительно укрепились. Членство в НАТО сделало Польшу ключевым военным союзником США в Европе.
Но самое главное, ни одно из всех этих изменений не повлекло за собой серьезных экономических или социальных сбоев. Варшаве удалось сохранить стабильность и демократию.
Конечно, в Польше есть свои социальные и политические разногласия, такие как конфликт между социальными консерваторами и прогрессистами. Однако польская элита не позволила им стать главными проблемами, которые могли подорвать экономический успех страны, пишет в Hurriyet Daily News турецкий экономист Сонер Кистак.
Польское чудо - хороший пример для Турции. В определенном смысле Турция и Польша находились в похожей экономической ситуации в 1991 г. Тем не менее польское развитие было более гладким, чем турецкое. Несмотря на то что ВВП на душу населения увеличивалось примерно одинаково в обеих странах, польская экономика сегодня не страдает от высокого текущего дефицита или дисбаланса в торговле, как турецкая.
В то время как в Турции высокий уровень безработицы и инфляция, у Польша нет особых проблем в этих сферах. Что касается кредитного рейтинга, то Польша, в отличие от Турции, имеет инвестиционный уровень.
Безусловно, при сравнении двух экономик нужно быть осторожным, так как существует много геополитических и социальных различий. Верно также и то, что отличия в развитии связаны со многими факторами и не могут сводиться к двум-трем параметрам. Тем не менее есть общая схема развития, которая может служить уроком для турецкой экономики.
Одним из первых элементов является политическая стабильность. С самого начала польская элита предпочла иметь прочные и стабильные отношения с Западом, в первую очередь с США, Великобританией и Германией. Более того, несмотря на исторические обиды, поляки установили тесные торговые связи с Германией и привлекли в страну множество немецких промышленных компаний, что способствовало росту национальной экономики. Польша не только стала членом ЕС, но и успешным экономическим партнером с сбалансированным импортом/экспортом.
Политическая стабильность также основа стремительного роста Турции в период с 2003 по 2010 гг. Другими словами, Турция может еще больше улучшить свою экономику, отдавая приоритет политической стабильности и хорошим дипломатическим отношениям с основными торговыми партнерами. Безусловно, прочные связи с ЕС могут также сыграть принципиальную роль для Турции, как в случае с Польшей.
Во-вторых, Польша не имеет большого дефицита торгового баланса. В отличие от Турции, у которой он $70,5 млрд, у Польши дефицит всего $3,7. Польше также удалось превратиться в экспортера промышленных товаров с сильными позициями в машиностроении, производстве автозапчастей и мебели. Следует отметить, что Турция имеет особенно большой торговый дефицит со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китаю, ЮАР).
Решением вышеназванных проблем могли бы стать такие меры, как приоритизация основных импортных товаров, избирательные потребительские налоги, импортозамещение, реиндустриализация и пересмотр некоторых существующих торговых соглашений. Турция выиграла бы от четкого определения и дальнейшего соблюдения долгосрочной экономической и торговой стратегии.