После 8 лет обещаний республиканцев использовать голосование по потолку долга как рычаг в вопросах сокращения расходов, демократы, кажется, намерены проделать то же самое.
Ну, по крайней мере «использовать потолок долга в качестве рычага».
Действительно, после постоянных требований провести голосование по потолку долга, лидер демократического меньшинства в Палате представителей Конгресса США Нэнси Пелоси недавно намекнула, что демократы теперь могут настроиться на то, чтобы использовать голосование по потолку долга как рычаг, чтобы сорвать предстоящие налоговые предложения Трампа.
Как отметил Bloomberg, демократы были ключом к повышению «чистого» потолка долга в прошлом, но лицемерие - не то понятие, которое хорошо понимают в Вашингтоне.
Пока неясно, как это будет работать на практике, но сторонники демократов в обеих палатах заявили, что обсуждают возможные стратегии, чтобы связать потолок долга с блокированием сокращения налогов.
Такой подход был бы существенным изменением позиции демократов, которые провели последние восемь лет, утверждая, что увеличение потолка долга должно быть свободно от каких-либо условий.
В прошлом демократы были готовы обеспечить достаточную поддержку республиканцев в вопросах потолка долга, чтобы помочь компенсировать потерю голосов среди консерваторов, в основном в Палате представителей, которые отказываются поддерживать их без глубоких сокращений по внутренним программам.
Демократы были ключевыми игроками, чтобы помочь решить в 2011 году проблему борьбы за потолок долга, затяжное противостояние, которое способствовало решению S&P Global Ratings понизить рейтинг США до АА+.
Как ни странно, попытки использовать потолок долга в качестве рычага могут впервые в истории частично уравновесить интересы демократов с большинством консерваторов в Конгрессе.
Члены консервативной группы House Freedom Caucus заявили, что они будут настаивать на сокращении расходов в дебатах о повышении потолка долга в этом году в обмен на их поддержку.
В пятницу главный экономический советник президента Дональда Трампа Гари Кон заявил, что Белый дом рассмотрит сокращение расходов или изменения политики для того, чтобы предотвратить беспрецедентный дефолт. Это ставит его позицию в один ряд с позицией главы кабинета Белого дома по вопросам управления и бюджета Мика Малвани, и против позиции министра финансов Стива Мнучина, который призвал Конгресс повысить потолок долга.
Несколько консервативных групп встретились в Белом доме на прошлой неделе, чтобы обсудить стратегию. Идеи, которые они обсуждали, касались и таких обязательных программ, как социальные и медицинское страхование, согласование любого повышения потолка долга с сокращением расходов.
Республиканцы в обеих палатах стремятся разработать и утвердить пакет сокращения налогов в этом году, что приведет к снижению индивидуальных и корпоративных налоговых ставок. Несколько лидеров, в том числе лидер большинства в Сенате Митч Макконнелл, заявили, что любая реструктуризация налоговой системы не должна влиять на доходы. Однако Трамп неоднократно обещал провести большие сокращения.
Госдолг США
Ниже приведены основные показатели долга в категориях по состоянию на декабрь 2016 г.Федеральный долг США (млрд долларов)
Государственный долг: 14 202,1
Внутригосударственный долг: 5 395,7
Итого: 19,597,8
Государственный долг
Государственный долг – это одна из самых интересный статей. Можно разбить его на категории и посмотреть, кому и сколько должны США.
Категория | Долг (млрд долларов) |
Иностранный долг | 6 154,9 |
ФРС | 2 490,6 |
Инвестиционные фонды | 1 524,8 |
Органы управления штатов (включая пенсионные фонды) | 899,4 |
Банки | 620,3 |
Частные пенсионные фонды | 549,1 |
Страховые компании | 344,8 |
Сберегательные облигации США | 165,8 |
Другое | 1 449,1 |
Около 43% всего долга в этой категории фактически принадлежит правительствам зарубежных стран, корпорациям и частным инвесторам.
Ниже показано, как распределен зарубежный долг США по странам.
Страна | Долг США (млрд долларов) |
Япония | 1 090,8 |
Китай | 1 058,4 |
Ирландия | 288,2 |
Каймановы острова | 263,5 |
Бразилия | 259,2 |
Швейцария | 229,9 |
Люксембург | 223,4 |
Великобритания | 217,1 |
Гонконг | 191,4 |
Тайвань | 189,3 |
Индия | 118,2 |
Саудовская Аравия | 102,8 |
Другие | 1 771,7 |
Как ранее писали "Вести. Экономика", в этом году впервые в американской истории расходы американского правительства на выплаты процентов по своему долгу превысили полтриллиона долларов.
А учитывая тот факт, что политика нового президента Дональда Трампа подразумевает масштабное увеличение госрасходов, а деньги эти будут, разумеется, заемные, можно предположить, что и на проценты по долгу США будут тратить все больше.
За 17 лет до Обамы госдолг увеличился на $5 трлн. А Обама за три с небольшим года правления добавил еще столько же. То есть за один свой срок Обама увеличил госдолг больше, чем сделал Буш за 8 лет своего правления.
В первый день президентства Обамы, 20 января 2009 г., федеральный долг составлял $10626877048913,08. По состоянию на конец рабочего дня в среду, 18 января 2017 г., он был равен $ 19961467137973,64.
За время нахождения Барака Обамы на посту президента долг вырос практически вдвое. При этом планка госдолга также поднималась неоднократно, а в сентябре 2013 г. даже случился так называемый shutdown, когда правительство частично прекратило работу, так как бюджет не был принят.
Тогда более 1 млн госслужащих не выходили на работу в течение 16 дней. Не работали министерства, ведомства, музеи, национальные парки, возникали большие задержки при получении справок и документов. Экономика США за это время потеряла 120 тыс. рабочих места, а квартальные темпы роста снизились на 0,25 п. п.
Во многом столь резкий рост госдолга при Обаме был обеспечен необходимостью направить средства на борьбу с последствиями кризиса 2008 г., ростом расходов на военную компанию в Афганистане, а также для реализации детища Обамы – реформы здравоохранения Obamacare.
Реформы Трампа могут привести к увеличению государственного долга еще на $5 трлн.