В 2019 г. средний размер автокредита вырос, отмечается в исследованиях БКИ "Эквифакс" и "НБКИ". Средний размер автокредита растет при снижении общего объема автокредитования в стране.
По данным 4 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-августе 2019 г. средний размер выданных автокредитов составил 767,2 тыс. руб., увеличившись на 7,0% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (716,8 тыс. руб.).
За 8 месяцев 2019 г. средний размер выданных автокредитов увеличился в возрастных сегментах заемщиков до 60 лет.
При этом самый значительный рост среднего размера выданных автокредитов был отмечен в категории граждан от 25 до 29 лет (+10,4%), от 30 до 39 лет (+8,7%), моложе 25 лет (+8,4%), а также от 40 до 49 лет (+7,1%).
Чуть менее значительными темпами данный показатель увеличился у граждан в возрасте от 50 до 59 лет (+5,3%). В то же время в возрастных группах заемщиков старше 60 лет было отмечено снижение среднего размера выданных автокредитов: от 60 до 65 лет - на 1,3%, а старше 65 лет – на 18,4%.
Наибольший средний размер выданных автокредитов в 2019 году – у заемщиков в возрасте от 40 до 49 лет - 830,1 тыс. руб., а самый низкий – у граждан старше 65 лет - 454,3 тыс. руб.
В январе-августе 2019 года самый большой средний размер выданных автокредитов в регионах РФ был отмечен в Москве (1 112,3 тыс. руб.), Московской области (960,3 тыс. руб.), Санкт-Петербурге (938,8 тыс. руб.), Иркутская область (889,7 тыс. руб.) и Краснодарском крае (870,0 тыс. руб.).
При этом самую серьезную динамику роста среднего размера выданных автокредитов (среди 30 регионов РФ – лидеров по объемам автокредитования) в январе-августе 2019 г. продемонстрировали Ставропольский край (+11,6%), Калужская область (+11,0%), Санкт-Петербург (+10,0%), Республика Башкортостан (+9,8%) и Рязанская область (+9,8%).
- Продажи новых легковых машин в России снижаются 7-й месяц
- Цены на автомобили в России за 5 лет почти удвоились
- В России рынок автомобилей с пробегом в 3,5 раза больше рынка новых машин
"В 2019 г. средние суммы выдаванных автокредитов растут умеренными темпами, - считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Помимо удорожания импортных автомобилей, приобретаемых в кредит, на увеличение среднего размера автокредита влияет значительное улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков. Сейчас они стараются кредитовать прежде всего тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов, а доходы и долговая нагрузка находятся на приемлемом уровне. Эти граждане в последнее время все чаще прибегают к кредитам на покупку более дорогих и качественных автомобилей".
Автокредитование снижается
Объем кредитного портфеля автокредитов по итогам августа 2019 г. составил почти 770 млрд руб., увеличившись с начала года на 84 млрд руб. или на 12%, по данным "Эквифакса".За этот период было выдано более полумиллиона кредитов на приобретение автомобилей на общую сумму почти 390 млрд руб.
Аналогичный период прошлого года был более скромным в части выдачи автокредитов: 390 тыс. автокредитов на сумму 263 млрд. руб. Рост выдач год к году составил 33% по количеству кредитов и 48% по сумме кредитов. Разность в темпе роста по количеству и сумме объясняется существенным ростом средней суммы кредита. Наиболее интересным на данном графике является прекращение роста средней суммы в 2019 г., тогда как она росла весь прошлый год.
Принципиально новой тенденцией по итогам августа можно считать первое в этом году сокращение объема выдачи автокредитов: было выдано 68 тыс. кредитов на сумму 52 млрд руб., тогда как в предыдущем месяце – 75 тыс. кредитов на 56 млрд руб.
Подобное снижение выдачи на 8% не объясняется какой-либо сезонностью, как это обычно бывает в январе и мае, когда спрос на кредиты резко снижается, - в прошлом августе подобного падения не отмечалось. Очевидно, падение выдачи автокредитов является следствием снижения спроса на автомобили со стороны населения и может быть поддержано только в условиях каких-либо промоакций со стороны дилеров, в том числе в предновогодний период.
Подобный тренд стал зеркалом того, что происходит с потребительским спросом.
При этом российский рынок далеко не насыщенным. Так, согласно статистики Европейской статистической комиссии среднее число автомобилей в Европе на 1000 жителей составляет 460 ед., тогда как в России – всего 309 ед.
По этому показателю РФ находится между Черногорией и Белоруссией. Для самого автомобилизированного региона России, Камчатского края, этот показатель равен 472 автомобиля на 1000 жителей. В данном регионе с начала 2018 г. по август 2019 г. было выдано менее 0,5% от общего числа автокредитов на общую сумму всего 18,5 млрд руб., чего явно недостаточно для того, чтобы приблизиться к уровню Германии с показателем 562 автомобиля на 1000 жителей.