Фонд Baillie Gifford, крупнейший сторонний акционер Tesla, удерживающий 7,7% ее акций, не боится отстранения гендиректора Илона Маска с поста совета директоров. Более того, представитель фонда Джеймс Андерсон утверждает, что без Маска будет только лучше.
«Мы не против того, чтобы он играл другую роль», - заявил Джеймс Андерсон, глава департамента глобальных акций Baillie Gifford в комментарии деловому изданию Barron’s. «Я не думаю, что он должен быть генеральным директором».
Фонд Baillie Gifford является вторым по величине акционером в Tesla после самого Маска. Согласно данным FactSet, инвестиционная фирма, базирующаяся в Великобритании, владеет 7,7 процентами компании - или примерно $3,8 миллиарда. Маск владеет 19,7%, в то время как третьему по величине инвестору, холдингу T. Rowe Price, принадлежит 5,2%.
И акционеров есть все основания считать, что без Илона Маска финансовое состояние Tesla улучшится. Маск знаменит своими громкими заявлениями и обещаниями, но реальная картина зачастую далека от того, что Маск пытается внушить общественности в Twitter.
Эксперты списывают недоверие инвесторов на недавний скандал по поводу очередного твита Илона Маска. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обратилась в нью-йоркский суд, добиваясь признания главы компании Tesla виновным в неуважении к суду. По мнению SEC, приведенные Маском в его аккаунте в Twitter планы производства электромобилей Tesla на 2019 год «могут ввести инвесторов в заблуждение», а их публикация нарушает соглашение с регулятором.
В своем заявлении в нью-йоркский суд Комиссия по ценным бумагам и биржам США ссылается на публикацию главы Tesla Илона Маска в Twitter, сделанную им 19 февраля. «В 2011 году Tesla выпустила 0 автомобилей, а в 2019-м выпустила около 500 тысяч автомобилей»,— сообщил он. Регулятор утверждает, что подобные заявления вводят инвесторов в заблуждение и нарушают условия соглашения, заключенного SEC и Илоном Маском в октябре минувшего года и одобренного судом.
Маск ответил, что данные о производстве автомобилей Tesla уже стали достоянием публики, когда были обнародованы результаты четвертого квартала. Он также уточнил свой твит. "Имел в виду, что уровень производства в пересчете на год к концу 2019 года, вероятно, будет 500 тыс. машин, то есть 10 тыс. машин в неделю. В этом году покупателям, согласно оценкам, будет доставлено около 400 тыс. машин", - написал Маск.
Если суд признает главу Tesla виновным в нарушении условий соглашения и неуважении к суду, ему может грозить крупный штраф или даже лишение свободы.
В октябре прошлого года Илон Маск согласился не делать подобных публичных заявлений о финансовой деятельности компании без их предварительного согласования с руководством Tesla. Это соглашение между SEC и Маском было заключено после его августовских твитов о намерении увести кампанию с биржи и сделать ее непубличной. Маск тогда даже назвал цену, по которой компания могла бы выкупить акции у миноритариев.
Эти твиты привел к росту акций компании. Однако после того, как Маск, проконсультировавшись с акционерами, отказался от своих намерений, курс акций резко упал.
Американский регулятор заподозрил главу Tesla в попытке манипулирования ценами на акции и после тщательного расследования этого случая обвинил Илона Маска в мошенничестве. После длительных переговоров главе Tesla удалось заключить с SEC соглашение, по условиям которого он согласился на три года покинуть пост главы совета директоров компании, заплатить штраф в размере $40 млн, а также не публиковать без одобрения регулятора важную для компании информацию. Соглашение между сторонами было одобрено окружным судом Нью-Йорка.
Как ранее сообщали "Вести.Экономика", долгосрочная финансовая устойчивость компании Илона Маска давно беспокоит инвесторов. Недавно стало известно, что Tesla заплатила инвесторам $920 млн по конвертируемым облигациям, пишет WSJ со ссылкой на представителя компании. Эти облигации можно было бы обменять на акции компании, если бы те достигли определенного уровня ($359,87). В этом случае Tesla смогла бы расплатиться с инвесторами акциями и сохранить деньги.
Производитель электрокаров рассчитывал на то, что компания за пять лет подорожает почти на 43%, но этого не произошло. В итоге самая большая в истории компании выплата должна была лишить Tesla примерно четверти накопленной ликвидности, отмечает CNBC. В конце года Tesla раскрывала, что ее финансовые резервы составляют около $3,7 млрд.
В январе Илон Маск заявлял, что у компании достаточно средств для выплаты долга по всем финансовым обязательствам. Тем не менее 28 февраля Tesla была вынуждена объявить, что переходит на продажи автомобилей преимущественно через интернет. Эта мера нацелена на сокращение расходов.
Некоторые магазины с высокой посещаемостью продолжат работать как информационные центры и выставочные галереи. Компания откажется от тест-драйва во время покупки — у покупателей будет семь дней на то, чтобы вернуть автомобиль и получить деньги обратно. Как сообщается на сайте Tesla, купленную машину можно будет вернуть после недели пользования, если она проехала менее тысячи миль. В этом случае покупателю будет возвращена ее полная стоимость.
Закрытие магазинов позволит снизить стоимость на все модели Tesla в среднем на 6%, сообщили в компании. Так, седан Model 3 теперь стоит $35 тыс., а новая версия Model 3 в комплектации Standard Range Plus с увеличенной дальностью хода и премиум-интерьером — $37 тыс.
"Клиентам из США важно понять, что благодаря онлайн-продажам любой человек в любом штате может быстро и легко купить Tesla", — говорится в сообщении. В Tesla отметили, что намерены развивать свои сервисные центры чтобы клиенты могли получить обслуживание "в тот же день, если не в тот же час".
После объявления о переходе на онлайн-продажи акции Tesla упали на 4,1% до $306,8 за штуку, отмечает Bloomberg. В пятницу котировки Tesla упали на 8,5% до $293 за акцию.
В январе Илон Маск заявил, что 2018 г. оказался самым сложным, но также и самым успешным в истории компании. Но сразу вслед за этим было объявлено о сокращении штата: Tesla объявила, что уволит около 7% своих сотрудников. Еще одной мерой, направленной на сокращение расходов в попытке избавиться от убытков стало сокращение расходов на продажи и маркетинг. Предполагается, что все это позволит Tesla снизить цены на свои автомобили примерно на 6%.