До недавнего времени россияне были уверены, что цены могут только увеличиваться. Инфляция была высокой как на фоне укрепления рубля, так и на фоне его падения.
Когда рубль укреплялся, это поддерживало бум потребительских расходов, удерживая инфляцию в двухзначных цифрах. А в 2008 г. и 2014-2015 гг., когда рубль падал, цента также взлетали, поскольку в экономике было слишком много импортных товаров.
Но теперь эта формула не работает. Рубль, чей крах более двух лет назад был причиной резкого роста инфляции в 2015 г., начинает работать в пользу российских потребителей после ралли более чем на 25% в течение последних 12 месяцев.
Делая импорт менее дорогим, более сильный обменный курс может заметно снизить инфляцию в январе и февраля, свидетельствуют расчеты Высшей школы экономики. Согласно подсчетам экспертов, 10-процентное укрепление рубля сокращает годовую инфляцию на половину процентного пункта.
Во многом подобные изменения связаны с падение располагаемых доходов россиян, а падение цен – это реакция на выросшую конкуренцию за покупателей и клиентов, пишет Bloomberg.
Розничные продавцы, включая гипермаркеты электроники и товаров повседневного спроса, больше не могут повышать цены и делать вид, что все нормально. Им приходится учитывать относительно низкий спрос и резко выросший рубль, поэтому сейчас дешевеет все: от гаджетов Apple до мебели Ikea.
Погоня за целевой инфляцией
Замедление роста цен играет на руку центральному банку, который намерен добиться в 2017 г. показателя на уровне 4%.Хотя рубль показал отличные результаты в 2016 г., цены на непродуктовые товары, которые имеют самую высокую доли импорта, растут быстрее, чем общий уровень инфляции за последние 14 месяцев.
В Банке России уже отметили эту тенденцию, предупредив, что это может быть результатом более длительной реакции этого ценового сегмента на внешние шоки и динамику рубля.
Но крупнейшие предприятия розничной торговли уже начали работу над снижением цен. М.Видео, крупнейшая в РФ сеть гипермаркетов электроники, сообщила о переговорах с поставщиками уже после снижения розничных цен на различных гаджеты и устройства, включая Apple и Samsung. Ikea, например, снизила цены на 15-20% на ряд товаров, ссылаясь на стабилизацию рубля. Аналогичным образом поступают продуктовые ритейлеры.
Согласно статистике Яндекс.Маркет, средние розничные цены на наиболее популярные товары, которые наименее сильно подвержены сезонности, уменьшались в последние месяцы.
С точки зрения продавцов, дальнейшее укрепление рубля может вызвать дефляцию и сократить сопоставимые продажи. С другой стороны, более дешевые товары увеличивают покупательную способность потребителей, а это благоприятный фактор для магазинов, покупателей и всей экономики.
При этом, согласно опросу Сбербанк CIB, доля чувствительных к цене покупателей выросла до 77% во втором квартале прошлого года, что является рекордным показателем.
Но в ЦБ предупреждают, что рекордные периоды снижения цен, которые были характерны для стран Восточной Европы, для России остаются отдаленной перспективой.
Начнем с того, что влияние укрепление валюты на цены как правило менее активно, по сравнению с периодами девальвации. Еще одним препятствием является план Минфина по началу покупок для ослабления рубля. В интересах Минфина ЦБ начнет интервенции уже в феврале.
Все это означает, что цены не будут снижаться так быстро, как они росли.