Даже до того, как выборы в США породили надежды на более теплые отношения Вашингтона и Москвы, некоторые крупные западные компании делали ставку на то, что экономика России в скором времени начнет расти.
Крупные компании розничной торговли, такие как шведская IKEA или французская Leroy Merlin тратят миллиарды долларов на открытие новых магазинов и фабрик на территории РФ, рассчитывая на рост потребления со стороны российских потребителей после двухлетнего спада.
IKEA в течение ближайших пяти лет инвестирует $1,6 млрд в новые магазины, а Leroy Merlin потратит 2 млрд евро, для того чтобы примерно вдвое увеличить количество торговых точек. Компания Pfizer строит новый завод по производству лекарств, а Mars расширяет производственные мощности.
Сами представители бизнеса отмечают, что сейчас очень хороший момент для инвестиций.
При этом рецессия в экономике и западные санкции значительно сократили размер иностранных инвестиций, хотя сейчас они восстанавливаются. Многие компании, например General Motors, сократили локальные операции.
Но сейчас настал момент для того, чтобы вновь вкладывать в Россию, пишет Bloomberg. Необходимо обогнать конкурентов, воспользоваться привлекательной слабостью рубля, так как этот фактор, хотя и сокращает размер доходов потребителей в долларах и евро, значительно сокращает издержки производства. По некоторым оценкам, они сейчас даже ниже, чем в Китае.
Глава Ассоциации европейского бизнеса в Москве Франк Шауф отметил, что последние 2-3 года были катастрофой, но ситуация начала меняться, так как обменный курс рубля стабилизировался, а экономика вернется к росту в ближайшее время.
За первые 9 месяцев текущего года прямые иностранные инвестиции выросли до $8,3 млрд по сравнению с $5,9 млрд за весь 2015 г., свидетельствуют данные Центрального банка. Это все еще намного ниже уровней до 2014 г., когда были введены санкции против России, а цены на нефть упали.
Но рост иностранных инвестиций в любом случае является хорошей новостью, так как пока бизнес сдерживает активность. Капитальные затраты выросли всего на 2,3% в январе-сентябре, а рост экономики, как ожидается, составит только 0,8% в следующем году.
Средний класс - целевой рынок для большинства крупных иностранных инвесторов – сократился на 14 млн человек за последние два года, подсчитали в "Сбербанк CIB".
Для многих иностранных инвесторов сдерживающим фактором является геополитическая напряженность. При этом избрание Трампа может изменить ситуацию, так как он не раз заявлял о необходимости улучшения отношений США и России. На быстрый эффект рассчитывать не стоит, но само по себе это является обнадеживающим фактором.
Компаниям, которые не испугались политического противостояния, потребовалась некоторая изобретательность, чтобы приспособиться к падению доходов населения.
IKEA сделала правильную ставку на более дешевые товары, включая предметы для приготовления еды дома. Другие ритейлеры также постарались сократить ассортимент дорогих товаров. При этом крупные иностранные игроки отмечают, что у них продажи росли в рублевом выражении в последние два года. В целом же розничные продажи в России упали на 5,3% в этом году, а в 2015 г. падение составило 10%.
Для других компаний, таких как PepsiCo, Россия в любом случае остается крупным рынком, поэтому развиваться здесь необходимо. Для PepsiCo приоритетнее сейчас выглядят только США и Мексика, поэтому даже ответные санкции компания старается использовать для получения выгоды, увеличивая производство сыра. В этом месяце также было объявлено о строительстве нового завода по производству детского питания на юге РФ.
Ford Motor отмечает признаки восстановления автопродаж, которые особенно сильно пострадали от рецессии.
Долгосрочный подход для сохранения и расширения бизнеса в России сейчас заключается в увеличении локального производства. Дешевый рубль делает товары более конкурентоспособными. IKEA планирует довести долю в России до 80% в ближайшие несколько лет, а некоторые виды товаров уже сейчас экспортируются в Европу и в Китай.