Отрасль контейнерных перевозок переживает сложные времена из-за спада в мировой торговле, но сохраняет потенциал роста, отмечается в исследовании The Boston Consulting Group.
Согласно докладу контейнерные компании, столкнувшиеся с ослаблением спроса в последние годы, должны использовать новые подходы для увеличения производительности.
Несмотря на то что темпы роста глобальных контейнерных перевозок в 2015-2020 гг. могут увеличиться с 2,2% до 3,8% в год, разрыв межу спросом и предложением также продолжит расти в диапазоне от 8,2% до 13,8% по сравнению с 7% в 2015 г.
В числе новых стратегий - рост объемов в результате слияний, снижение затрат, более эффективное использование флота, оптимизация объединенной сети маршрутов и модернизация агентской сети.
Спрос на контейнерные перевозки повысился в 2014 г., но к концу 2015 г. среднемировой прирост контейнерной торговли составил всего лишь 1,9%.
Тем не менее в попытках нарастить объемы и понизить издержки на один контейнер компании продолжили инвестировать в новые крупные суда.
Это ухудшило неблагоприятную ситуацию с избытком мощностей, сложившуюся на рынке, и вызвало понижение фрахтовых ставок до рекордно низкого уровня.
Ульрик Сандерс (Ulrik Sanders), старший партнер BCG и один из авторов отчета, отметил: "В 2015 г. рост спроса на контейнерные перевозки впервые в истории отстал от темпов роста мирового ВВП".
Чтобы выяснить причины такой ситуации, авторы отчета проанализировали эффективность шести основных торговых маршрутов (с учетом как импорта, так и экспорта), на которые приходится более 80% мировой контейнерной торговли.
Это следующие маршруты: Азия—Европа, транстихоокеанские и внутриазиатские маршруты (включая маршруты внутри Китая), а также перевозки в странах индийского субконтинента, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
В 2015 г. товаропотоки на некоторых торговых маршрутах (в особенности Азия — Европа, включая внутриевропейские направления, транстихоокеанские маршруты и маршруты в странах индийского субконтинента и Ближнего Востока) показали впечатляющие темпы роста, в то время как внутриазиатское направление, которое исторически являлось мощным двигателем роста, продемонстрировало разочаровывающие результаты.
Эффективность торговых маршрутов варьируется в зависимости от ключевых факторов спроса, таких как промышленный или потребительский спрос, а также в связи со структурными изменениями в экономике таких стран, как Китай.
"По нашей оценке, российские макроэкономические факторы, такие как уменьшение темпов роста ВВП страны с 0,4% в 2014 г. до -3,7% в 2015 г. и девальвация рубля, оказали заметное влияние на снижение объема импорта из Азии, - отмечает Григорий Рубин, партнер и управляющий директор московского офиса The Boston Consulting Group. – Объем импорта в стоимостном выражении из Китая в Россию по состоянию на 2015 г. упал более чем на 30% с 2014 г., что сильно отразилось на уменьшении спроса на контейнерные перевозки".
Ожидается рост
Авторы отчета также оценили основные факторы спроса, чтобы разработать несколько сценариев спроса, а также баланса спроса и предложения на контейнерные перевозки в течение следующих шести лет.
С точки зрения спроса они предполагают, что в 2015-2020 гг. темпы роста глобальных контейнерных перевозок увеличатся с 2,2% до 3,8% в год в зависимости от показателей роста каждого из шести основных торговых маршрутов.
При этом опережающий избыточный рост судовых мощностей все равно сохранится.
Следовательно, к концу 2020 г. ожидается дальнейшее увеличение разрыва между спросом и предложением в диапазоне от 8,2% до 13,8% по сравнению с 7% в 2015 г., размер избытка составит от 2 млн до 3,3 млн TEU, или от 90 до 150 суперконтейнеровозов класса Triple E.
Оптимизация основного бизнеса
Для повышения эффективности в условиях "новой нормы" контейнерные перевозчики должны рассмотреть несколько шагов.
Это рост объемов в результате глобальных слияний и менее крупных сделок слияния и поглощения, что поможет снизить затраты, получить синергию в результате более эффективного использования флота, рационализировать объединенную сеть маршрутов и модернизировать агентскую сеть.
"Наша работа с клиентами предполагает, что увеличение синергии такими методами может обеспечить снижение базовых затрат объединенной компании на 5-10%", - утверждает Камилла Эглофф (Camille Egloff), партнер BCG и один из авторов отчета.
Еще один шаг, который стоит принять во внимание, – это перевод моделей альянса контейнерных перевозчиков на новый уровень для дальнейшего увеличения синергии (например, за счет соглашений о совместных закупках и операционной деятельности). По мнению авторов отчета, это может увеличить показатель EBIT на 3%.
Однако, чтобы добиться этих преимуществ, необходимы более сложные модели альянсов, которые характеризуются более тесной интеграцией активов и операционной деятельности. Более того, повышение сложности в результате сотрудничества с большим количеством партнеров по альянсу может перевесить потенциальные выгоды.
Между тем, оптимизация основного бизнеса (например, за счет пересмотра продуктового предложения и сети услуг при одновременном контроле затрат) может увеличить EBIT на 5-7%. Даже в отрасли с высоким уровнем коммодитизации следование высоким стандартам коммерческой деятельности может обеспечить конкурентное преимущество с точки зрения доходности, эффективности торгового персонала и стратегии сбыта, что приведет к росту EBIT на 3-5%.
Контейнерные перевозчики также могут увеличить рентабельность активов в результате извлечения стоимости на смежных рынках (например, за счет ускоренного развития дополнительных экспедиторских услуг в быстроразвивающихся странах). Наконец, они могут использовать цифровые технологии для усовершенствования коммерческих платформ и систем бронирования, а также повысить эффективность внутренних процессов, улучшить управление флотом и наладить более тесное сотрудничество с другими игроками в цепочке создания стоимости.
The Boston Consulting Group (BCG) — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Созданная в 1963 г. сегодня компания BCG имеет глобальную сеть из 85 офисов в 48 странах.