InvestFuture

Креативность повышает уровень финграмотности россиян

Прочитали: 499

Согласно проведенному исследованию Организации экономического сотрудничества и развития посвященному финансовой грамотности Россия занимает 25 место. Об этом рассказывает в интервью Сергей Сторчак, заместитель министра финансов.

Согласно рейтинга по финансовой грамотности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия заняла 25 место. Это ожидаемый результат, как вы оцениваете?

- Рейтинги действительно очень обнадеживающие, поскольку, хотя мы и относимся к середничкам, но с точки зрения балльной шкалы, которая используется в ОЭСР, мы выглядим очень достойно. Оценка делается исходя из 21 балла, и при этом РФ была оценена как 12,2 балла. Для сравнения – на 1-м месте поставлена Франция, получившая 14,9 балла по этой шкале оценок. У Финляндии 14,8, у Норвегии 14,6.

Видите, мы неплохо выглядим на этом фоне. При том, что вопросом финансового образования мы занимаемся всего 10 лет, рыночную экономику строим в стране чуть больше 20 лет, а вышеперечисленные страны - классические экономики рыночного типа, в которых деньги, трудовые отношения связаны с деньгами, сбережениями, накоплениями, использованием разного рода финансовых продуктов уже происходят десятилетия.

Поэтому креативность россиян наверное играет свою определенную роль и вот в этом специфическом предмете, к которому я отношу финансовое образование, финансовые знания точнее.

- Как подобные исследования отражают реальное положение дел?

- Особенность этих исследований состоит в том, что подбирается особый набор вопросов и без знания конкретных ответов на эти вопросы достаточно трудно продемонстрировать тот уровень знаний, который у вас есть. Это не из категории, когда вам дают четыре ответа из четырех и вы выбираете подходящий. Чаще всего это очень конкретный предметный вопрос.

Например, спрашивает респондент в чем преимущество капитализации процентов, которые начисляет банк на ваш депозит, согласны вы с этим, не согласны.

Конечно когда респонденты говорят, что им все равно, то это уже демонстрирует четкий признак того, что люди не понимают о чем идет речь. Мы в образовательных программах, которые запущены, стараемся уделять внимание как раз именно прагматичному подходу, не общее абстрактное ощущение того, где вы и где финансовая система или финансовые потоки, а вы и финансовые потоки.

- Чтобы правильно оценить финансово грамотного человека, какими навыками он должен обладать, чтобы мы могли сказать: этот человек действительно грамотный в вопросах финансов?

- В ОЭСР при оценке уровня такой подготовленности предлагается использовать 4 критерия. Их разные авторы и разные пользователи ранжируют по-разному. С моей точки зрения самый нужный и востребованный это такой критерий, как наличие у респондента, или лучше сказать у семьи, в которой он проживает, так называемой подушки финансовой безопасности.

Мы, благодаря созданию резервного фонда и фонда национального благосостояния привыкли уже к этому термину, который в свое время запустил в оборот Алексей Кудрин.

Применительно к гражданам все-таки речь должна идти не только о какой-то заначке, к этому россияне, особенно старшее поколение привыкло и хорошо понимает, что это означает.

С точки зрения подушки финансовой безопасности, речь должна идти о том, что ваших накоплений должно хватить как минимум на 3 месяца отсутствия у вас доходов – источников, за счет которых вы будете содержать свою семью.

Срок 3 месяца – это тот минимальный уровень, который считается приемлемым с точки зрения перспектив поиска труда и нового источника дохода.

Второй критерий, тесно связанный с первым, иногда его наоборот ставят первым, это умение планировать собственный бюджет или бюджет семьи. Я не буду популизировать этот критерий, я думаю, что он очевиден. Другое дело, что в российских семьях, в подавляющем большинстве из этих семей, к сожалению, это не используется. Я не скажу, что моя семья чем-то сильно отличается. Мы, если планируем, то очень не детально, не сравнить с тем, как происходит при разработке и исполнении федерального бюджета. Никаких сравнений. В этом смысле конечно я знаю что это нужно делать, другое дело, что кто в семье этим будет больше заниматься – тот, кто приносит доходы, или тот, кто больше тратит.

Семья должна сама определиться в этом смысле и лучше конечно, если в процессе планирования семейного бюджета участвуют и дети и вообще все члены семьи.

Третий, важный критерий, особенно для тех, кто считает себя энергичным пользованием финансовых услуг, умение разбираться в качестве тех услуг, которые предоставляют страховые компании, банки, умение проанализировать те продукты, которые предоставляются, и не забывать о том, что в мире экономики важное сравнение, в финансах то же самое – сравнение сопоставление, как бы агрессивна реклама не была конкретного финансового института о том, что они лучше всех и достойнее всех, не лишнее перейти на другую сторону улицы или на соседнюю улицу и поинтересоваться что происходит у конкурентов. Конкуренты примерно известны.

Все понимаем, что вы идете в крупный банк – какие у него конкуренты, идете в средний банк – какие конкуренты у этого института. Вот это очень важное умение, и с точки зрения наших стратегических планов, я имею в виду Министерство финансов, Центральный банк, а мы параллельно занимаемся вопросами финансового образования, иногда дополняя друг друга, иногда может быть чуть-чуть конкурируя, вот этот аспект будет играть все большую роль.

И наконец 4-й критерий – это знание своих прав как потребителя финансовых услуг. И не только знания, но и готовность и желание защищать свои права. В том случае, если вы считаете, что вас обидели, ваши права ущемлены, в Российской Федерации имеются уже соответствующие институты, с помощью которых можно свои права защищать – это и ЦБ, и это Роспотребнадзор.

Печально, когда по-старинке граждане, чьи права были нарушены, обращаются за помощью в полицию, или еще очень принято у нас обращаться за соответствующей помощью в Сбербанк РФ. Наверное это следствие былого монополизма этого института и популярности этого института.

Высокого доверия к этому институту, но технически да, а технологически конечно нужно обращаться за содействием к другим институтам. Тем более, что эти другие институты, Роспотребнадзор например, уже накопили определенный опыт.

Я знаю коллеги называли определенные цифры сколько миллионов рублей им удалось получить за счет выигрыша тех судебных процессов, в которых они участвовали. По прошлому году, насколько я помню, это сумма чуть меньше 200 млн рублей. Наверное в масштабе страны не очень впечатлительная цифра, но, как говорится, лиха беда начало, главное, чтобы россияне поверили в эти возможности и не боялись того, что им противостоит банк финансовый институт с большими компетенциями. Но с помощью тех институтов, которые власти РФ уже создали, можно свои права достойно защищать.

- Тем более, что обращались-то наверняка люди с не очень большими суммами, это же все-таки не выигранных дела по 100 тысяч рублей?

- Это небольшие дела, большое количество участников. Как правило горожане, жители сельской местности еще пока не понимают каким образом им свои финансовые права отстаивать.

- Какие промежуточные итоги можно подвести по итогам 5-ти летней реализации проект по повышению уровня финансовой грамотности? О каких-то кардинальных изменениях или заметных структурных изменениях финансового поведения наших граждан вы в Минфине видите?

- Наверное в связи с тем, что мне посчастливилось стоять у истоков начала этого большого процесса, не хочу использовать слово компании, потому что компанейщина, как правило, заканчивается.

Скорее процесс, который начинался с небольших ручейков и потихоньку вливается в большую полноводную реку в том смысле, что все большее количество людей принимает участие в тех проектах, тех программах, которые мы предлагаем.

Для примера – в ходе первой, так называемой «недели сбережений» у нас приняло участие всего около 3-х тысяч человек. В прошлом году это уже было 150 000 человек.

В текущем году говорят, что мы получим не менее полумиллиона человек только благодаря тому, что увеличилось число регионов, в которых неделя сбережений развертывается.

В прошлом году, насколько я помню, участвовало всего 42 региона, хотя 42 это уже много, но в этом году уже 60 регионов принимает участие. И важно то, что инициатива идет снизу.

Есть потребность, есть хорошее распространение информации, благодарю телевидению, что существует проект, существует группа заинтересованных лиц, которая занимается этой работой профессионально и у которых можно получить соответствующие консультации и соответственно работать в режиме, понимая в какую сторону вас развиваться.

Подобные мероприятия дают нам конкретные положительные результаты. По некоторым оценкам за период тех мероприятий, которые проводятся по линии Министерства финансов, по программе, которую мы реализуем совместно со Всемирным банком, только молодежи и лиц школьного возраста в проекте приняло не менее 20 млн человек. Согласитесь, это уже что-то.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Креативность повышает

Поделитесь с друзьями: