InvestFuture

Бюджетные проблемы усиливают неравенство в регионах

Прочитали: 561

На фоне падения доходов федерального бюджета Минфин предлагает значительно снизить межбюджетные трансферты регионам. Между тем, снижение трансфертов уже усилило рост неравенства в различных субъектах РФ.

Из-за снижения доли трансфертов в доходах региональных бюджетов растет дифференциация между богатыми и бедными регионами России по соотношению бюджетных доходов на душу населения (на 10% за период с 2012 года), говорится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

И если сейчас трансферты снижаются региональное неравенство в 1,7 раза, то в дальнейшем показатель будет только снижаться. Это означает общее падении перераспределительной роли бюджета.

В первом полугодии 2016 г. доходы региональных бюджетов увеличились на 3%, в реальном выражении упали на 5%, а их неравенство вновь усугубилось: доходы 20% самых богатых регионов выросли на 1,7%, а самых бедных — лишь на 0,3%.

В целом же за период с 2012 года разрыв между доходами региональных бюджетов увеличился на 10%. Причиной роста дифференциации является снижение доли трансфертов федерального бюджета.

Кроме того, остается высокой дифференциация регионов по собственным доходам: 20% самых богатых регионов имеют относительный уровень доходов в 6,8 раз более высокий, чем 20% самых бедных.

Ускоренный рост дифференциации в 2015 году был связан с девальвацией рубля, способствовавшей росту доходов регионов с высокой долей налогоплательщиков, чья продукция ориентирована на экспорт. Такие тенденции, например, наблюдаются в Сахалинской области, ХМАО, Красноярском крае.

В первые шесть месяцев 2016 г. объем трансфертов регионам упал на 12%, а их доля в доходах бюджетов снизилась до 17% по сравнению с 20% в первом полугодии 2015 г. и 32% в первом полугодии 2009 г. При условии неизменности налоговой политики доля трансфертов в доходах бюджетов будет снижаться на 1% в год, что будет стимулировать рост неравенства и в дальнейшем, считают эксперты АКРА.

Реальные доходы регионов упали на 5% Номинальный прирост доходов регионов в январе-июне составил 3% по сравнению с 12% годом ранее. Наблюдается замедление темпов роста собственных доходов и снижение объема получаемых трансфертов.

В 2016 году у региональных бюджетов остались два источника роста — НДФЛ и акцизы. Рост сборов акцизов вызван номинальным ростом ставок. Прирост поступлений НДФЛ в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга составил в среднем 11% полугодие к полугодию против 8% в бюджеты других регионов за исключением Крыма.

Поступления НДФЛ зависят от динамики занятости населения и средней заработной платы. Число занятых за прошедшие 12 месяцев не изменилось, однако по темпам роста заработной платы Москва и Санкт-Петербург обгоняют другие регионы.

Рост неформальной занятости создаст давление на исполнение доходной части бюджетов, поскольку снизятся сборы НДФЛ. С учетом того, что дополнительные возможности эксплуатации эффекта девальвации и импортозамещения были реализованы в 2015 году, источники роста сборов налога на прибыль в текущем году уже исчерпаны.

Москва и Санкт-Петербург обеспечивают рост капитальных расходов Совокупные расходы регионов растут быстрее, чем доходы. Разница составляет 5% по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Прирост трат по статьям неравномерен; к примеру, российские регионы потратили на образование почти столько, сколько и годом ранее, а на национальную экономику — на 12% больше.

При этом регионы постоянно наращивают расходы на социальное обеспечение населения. По итогам первого полугодия 2016 г. доля таких затрат составила 18% от общих расходов, прирост к первому полугодию — 18%.

Хотя в структуре реальных располагаемых доходов населения социальные выплаты занимают почти пятую часть, их влияние незаметно — реальные доходы населения падают на протяжении последних полутора лет.

За истекшее полугодие динамика капитальных затрат регионов была разнонаправленной, при этом совокупный прирост данного показателя составил 8%, или 23 млрд руб.

Львиная доля прироста — 85% — обеспечивалась за счет Москвы и Санкт-Петербурга, на долю которых приходится более половины совокупных капиталовложений всех российских регионов.

Таким образом, прирост в двух столичных регионах составил 13%, а на остальной территории страны — в среднем лишь 2%.

В Москве рост капитальных расходов сопровождался 20%-м снижением затрат на выплаты персоналу. В прочих регионах РФ средние показатели расходов на заработную плату остались на уровне первой половины 2015 г.

На сегодняшний день капитальные расходы в нестоличных регионах составляют в среднем лишь 5% совокупных бюджетных расходов, а ресурсы, которые позволили бы их увеличить без ущерба для текущих расходов, отсутствуют.

Регионам пока удается оставаться в агрегированном профиците (без учета профицита Москвы) и не наращивать долг. Однако растущая разница между темпами роста доходов и уровнем долговой нагрузки неминуемо приведет к возникновению дефицита по итогам текущего года. Еще одним фактором, который спровоцирует дефицит, станут более высокие расходы во второй половине года и снижение объема получаемых трансфертов.

Закредитованные регионы только увеличивают свой долг По итогам первых шести месяцев 2016 г. совокупный долг субъектов не изменился: снижение номинального объема долга наименее закредитованных регионов компенсировалось ростом объема долга наиболее закредитованных.

Из числа последних снизить объем долга удалось лишь Чукотскому автономному округу и Еврейской автономной области.

Начиная с середины 2013 года у наиболее закредитованных регионов (по соотношению долга к собственным доходам) темпы роста собственных доходов постоянно отстают от темпов роста долга. По этой причине соотношение их совокупных долгов к совокупным собственным доходам ухудшается, что усугубляет их и без того непростое финансовое положение.

За последние 12 месяцев доля коммерческих обязательств в структуре долга регионов снизилась с 57% до 50%, остаток коммерческого долга сократился на 60 млрд руб.

В то же время с начала текущего года на обслуживание долга было потрачено на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. АКРА считает, что наблюдаемый рост обусловлен дорогими банковскими кредитами, которые регионы получили в период высоких ставок в 2015 году. С увеличением доли бюджетных кредитов в текущем году рост стоимости обслуживания долга замедлится. Однако, по оценкам АКРА, активное замещение закончится уже в 2017 году. Необходимость погашать бюджетные кредиты вновь приведет регионы на рынок, что возобновит рост их средневзвешенной ставки кредитования.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Бюджетные проблемы

Поделитесь с друзьями: