Если бюджетный дефицит какой-либо страны достигает 10% ВВП, то можно уверенно говорить о чрезвычайно серьезных проблемах в государственных финансах. Неудивительно, что Китай в самой категоричной форме отвергает любые предположения, что он находится в этой зоне.
Официально Поднебесная - образец фискальной дисциплины: ее годовой дефицит в последние пять лет удерживался в районе 1,8%. Однако МВФ, Goldman Sachs и другие организации дают свою более высокую ("дополненную") оценку, которая равна почти десятой части ВВП, что в более чем в пять раз выше официального показателя.
Если верить этой оценке, то Китай имеет бюджетный дефицит (не говоря уже о дефиците доверия) греческих масштабов. На самом ли деле все так плохо? Почти определенно - нет. Дополненные цифры создают более полную картину фискального здоровья Китая. Но они также отличаются от традиционных методов измерения и, следовательно, могут вводить в заблуждение.
Несколько лет назад МВФ разработал альтернативную систему отслеживания гигантских расходов в государственной отчетности Китая. В связи с тем, что центральное правительство ввело жесткие ограничения на размер долга регионального правительства, провинции и города уже какое-то время используют внебалансовые компании (LGFV) для получения кредитов в банках и выпуска облигаций. Причем все хорошо знают об этом "секретном" канале финансирования региональных властей.
Дополненный дефицит - по сути, попытка сделать этот канал явным. Согласно официальному прогнозу на 2016 г. правительство ожидает удержать официальный дефицит в рамках 3% ВВП. Но если добавить заимствования LGFV, то прогноз МВФ поднимется уже до 8,4%, отмечает британский журнал The Economist.
Дополненная оценка также учитывает другие квазифискальные расходы. В последний год власти упростили использование Банка развития Китая ("государственно-частный банк" обязали поддерживать государственные инициативы). Продажа земли - еще один важный источник финансирования.
Суммируя все различные каналы, заявляют в МВФ, дополненный дефицит Китая может достигнуть невиданных 10,1% ВВП в 2016 г. Таким образом, правительство дает экономике фискальный толчок, который в три раза больше официальной цели.
Платежный баланс КитаяОднако дополненный дефицит не так страшен, как выглядит, и уж точно не так опасен, как огромный корпоративный долг Китая. Долг Поднебесной совсем не тот, как в развитых экономиках. Расходы на социальные программы хотя и растут, но все еще незначительные по объемам. Большая часть дефицита появляется из-за инвестиций в автомобильные и железные дороги, а также другие подобные инфраструктурные проекты.
"Они несут не просто обычные расходы, - говорит аналитик Bank of America Merrill Lynch Хелен Киао. - Они создают активы для правительства". До тех пор пока эти активы имеют хорошую стоимость, чистая задолженность будет под контролем, что позволит Китаю развиваться с нынешним уровнем дефицита. Согласно прогнозу МВФ добавленный дефицит в районе 9% сохранится до 2021 г.
Однако это вызывает иную тревогу: дефицит не похож на тот, что в других странах. При дефиците в десятую часть ВВП уровень социальных расходов все еще наполовину ниже, чем в богатых экономиках. Население Китая начинает стремительно стареть, и без дополнительных государственных денег очень скоро увеличится дефицит в пенсионной и социальной системах.
Кроме того, мощная государственная поддержка укрепит в гражданах уверенность, и они начнут больше тратить, помогая тем самым экономике переориентироваться в сторону потребления. Пока Китай способен контролировать свой дефицит, он сможет быстрее корректировать свои расходы. Необходимо больше тратить на больницы и пенсии и меньше на гидроэлектростанции.