Пенсионные деньги не хотят размораживать. Планы Минфина на следующую бюджетную трехлетку подразумевают, что накопительная часть опять не будет перечислена в негосударственные пенсионные фонды, а пойдет на нужды текущих расходов. Таким образом правительство надеется "сэкономить" около 400 млрд руб. ежегодно. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Николай Корженевский.
С точки зрения бухгалтерии так оно и произойдет. Но с точки зрения здравого смысла мы опять решаем краткосрочную проблему за счет долгосрочного развития. Обескровливание системы негосударственных фондов влечет за собой серьезные последствия. Наиболее существенный риск, на мой взгляд, кроется в нарушении общей логики формирования экономической политики.
Что предполагалось сделать в России? Очевидно, были – и есть – планы создать полноценную и самостоятельную экономическую систему. Для этого уже сделан ряд важнейших шагов. Возникли критические элементы финансовой инфраструктуры: депозитарий, рейтинговое агентство, собственная расчетная система и так далее.
Параллельно с этой финансовой стройкой проводится достаточно жесткая – в смысле ответственности – макроэкономическая политика. Банк России и Минфин делают все, чтобы сдержать инфляционное давление и минимизировать системные риски. Идея проста: при низкой инфляции в конечном итоге мы должны получить низкие ставки и дешевые деньги.
Хорошо бы – дешевые длинные деньги. И вдруг в этой прекрасной конструкции мы видим зияющую дыру. Откуда возьмутся длинные деньги? Конечно, что-то придет из банковской системы. При относительно низких ставках – а значит, и упавших рисках – горизонт прогнозируемости проектов увеличится. Что-то, быть может, удастся собрать на долговом рынке – ровно по тем же причинам. Но и банки, и какие-то иные инвесторы в облигации все равно будут требовать более высокую доходность за более короткий срок, чем консервативные пенсионные деньги. Кредит на 40 лет под 2% наша финансовая система не даст еще долго. Все попытки сделать это превращают такой кредит в бюджетный трансферт, и о принципе возвратности быстро забывают.
Буквально накануне я присутствовал на мероприятии, посвященном успешному вторичному размещению акций "АЛРОСА". За 52 миллиарда рублей был продан государственный пакет в 11% бумаг компании. 10 миллиардов рублей инвестировали пенсионные фонды. И на этот факт собравшиеся обращали особое внимание. По сути, негосударственные пенсионные фонды инвестировали в конкретную компанию, но этим профинансировали бюджетные расходы, ведь деньги от продажи получило правительство. И это, на мой взгляд, куда более разумный способ получения денег от пенсионной системы.
Да, конечно, за это пришлось отдать часть государственной собственности. Но зато одновременно удалось переложить на шею фондов будущие расходы на пенсию, в чем, собственно, и заключается их функция. Может, все же стоит принять еще одно болезненное краткосрочное решение, но не хоронить действительно рабочую долгосрочную конструкцию?