Президент Владимир Путин собирается увеличить госрасходы на 10 трлн руб., информация об этом появилась в СМИ накануне. Деньги будут направлены на здравоохранение, образование и инфраструктуру. Где взять эти деньги?
Агентство Bloomberg сообщало, что якобы часть средств планируется получить за счет увеличения налога с продаж, но это не совсем рабочий вариант. Какой смысл развивать экономику и одновременно душить бизнес новыми налогами?
Ниже приведем те источники финансирования, которые действительно стоит задействовать.
Докапитализация РФПИ и ВЭБа.
РФПИ - это один из наиболее действенных институтов развития, который ежегодно привлекает в страну зарубежные инвестиции. Отметим, что в среднем соотношение вложений самого фонда к привлеченным инвестициям находится на уровне 1 к 9, то есть на каждый доллар или рубль, вложенный РФПИ, инвесторы вкладывают еще 9.
Таким образом, если докапитализировать до 750 млрд руб. и даже увеличить долю его вложений, то, по нашим расчетам, это даст дополнительный приток инвестиций в 3 трлн руб.
Еще часть средств получим за счет докапитализации ВЭБа.
Отметим также, что РФПИ в основном инвестирует в инфраструктуру, то есть, в принципе, деньги на эти цели можно найти. К тому же Владимир Путин в Послании Федеральному собранию отмечал, что необходимо активизировать приток частных инвестиций.
Эффективное использование госраходов
О том, что государственные деньги расходуются неэффективно, не говорит только ленивый. Причем это не скрывают ни в Минфине, ни в Счетной палате. Между тем, увеличение эффективности расходов может легко дать еще примерно 1 трлн руб.Наиболее слабым звеном в процессе управления государственными ресурсами является организация внутриведомственной деятельности. Об этом в том числе говорит низкая эффективность использования бюджетных средств и значительное количество выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере Это 231 млрд руб. за прошедшие три года, об этом в ходе выступления на Гайдаровском форуме говорила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
Кстати, она же еще осенью 2016 г. говорила, что при условии более эффективного использования средств, которые в настоящее время выпадают из-за неиспользованных остатков и недостатков систем управления, можно сэкономить 1 трлн руб., то есть как раз ту сумму, которая была озвучена выше.
Бюджетные депозиты в банках
На счетах банков крутятся огромные суммы бюджетных средств, они какое-то время просто лежат на депозитах. Это тоже около 1 трлн руб., и их можно использовать на развитие экономики.Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего стоит отметить, что не совсем ясно, что будут делать банки, когда с их счетов изымут 1 трлн руб. Этот вопрос нужно решать. С другой стороны, это проблема скорее Центрального банка, это он должен ломать голову над этим вопросом.
В любом случае такой резерв имеется, и его можно использовать в том или ином виде.
Инфраструктурные облигации
Еще один способ привлечения средств в инфраструктурные проекты - инфраструктурные облигации, однако в России до сих пор нет толкового продукта, соответствующего заданным условиям.
Нужно продумать механизм защиты инвестиций, показать, как работает, откуда и как осуществляется возвратность инвестиций. В противном случае частные деньги в эти проекты вкладываться не будут. Россияне не доверяют государству. Взять, например, строительство дороги.
Кто даст на это деньги, если у нас асфальт зачастую кладут вместе со снегом. Нужны четкие критерии. Нужно перенять мировой опыт, где инфраструктурные облигации уже давно задействованы и работают. Выдержки о мировом опыте приведем из издания Forbes:
Мировой опыт инфраструктурных инвестиций
В мировой практике инфраструктурные облигации, как правило, представлены в виде муниципальных целевых облигаций и корпоративных инфраструктурных облигаций. Значительный опыт в выпуске имеют США, Канада, Австралия, Южная Корея, Казахстан и даже Чили. К примеру, в США муниципальные облигации (municipal bonds) включают в себя облигации, выпускаемые штатами и округами, и делятся с точки зрения обеспечения на несколько групп: облигации под общее обязательство (general obligation bonds), которые не подкреплены никаким источником дохода, и облигации, выпускаемые под конкретный проект (revenue bonds) и, следовательно, обеспеченные конкретным источником дохода.
Число эмитентов муниципальных облигаций приблизилось к 60 тыс. Некоторые штаты внесли поправку в законодательство, позволяющую идти с иском в суд в случае неплатежа по облигации. Надо ли говорить, насколько увеличилась надежность этих облигаций. Кроме того, доходы от облигаций штатов не облагаются федеральными налогами.
Результат — почти все крупные инфраструктурные проекты строятся за счет revenue bonds, то есть за счет облигаций, выпускаемых под конкретный проект и обеспеченных конкретным источником дохода.
В России на законодательном уровне так и не появилось определения инфраструктурных облигаций. Не был принят и сам проект федерального закона "Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций". Рассуждения на тему, чем хорош или плох был законопроект, стоит оставить для отдельной статьи. Но можно сказать одно: все, как всегда, поторопились, а заодно и запутались. Рынок в лице юристов, экономистов и представителей медиаотрасли до сих пор упорно путает термины "инфраструктурные облигации", "концессионные облигации" и "корпоративные облигации", они же просто "облигации". Источник: Forbes
Свободные деньги населения
Финансовые власти не только неоднократно говорили о том, что у населения "под подушкой" находятся колоссальные суммы - порядка $20-40 млрд. Эти деньги могут и должны работать на благо экономики и самих инвесторов, однако, опять же, люди в нашей стране не очень доверяют государству, поэтому, чтобы изыскать и задействовать эти резервы, опять же, нужно гарантировать возвратность вложений, сделать понятные механизмы и так далее. Да, государство уже опробовало запуск ОФЗ для населения, и люди действительно вкладывали в них деньги. Но это были совсем небольшие объемы, и нужно развивать это направление. К тому же ОФЗ для населения - это не совсем то. Непонятно, на что тратятся эти деньги, то есть это не инвестиционные деньги, а просто займы.
Бюджетные средства
Безусловно, большая часть средств будет направлена из бюджета страны. Но и здесь есть свои существенные резервы. Необязательно сокращать какие-то важные статьи, как писали в СМИ. Так, например, помощник президента Андрей Белоусов говорил, что с 2019 г. начнет сокращаться гособоронзаказ, а значит, будут освобождаться бюджетные средства, их-то и нужно задействовать в развитии экономики. По подсчетам некоторых экспертов, это еще порядка 1 трлн руб.
Сверхдоходы от продажи нефти
Сейчас цены на нефть достигли максимума с осени 2014 г., при этом рубль довольно слаб, и бюджет получает колоссальные дополнительные доходы, часть из которых спокойно можно направлять, например, на образование и медицину.К слову, с тех пор как цены на нефть подскочили с $62 до $72, каждый день Россия получала $160 млн дополнительных доходов, а за счет слабого рубля и рекордной цены на нефть в рублях была сформирована "подушка" в размере около 10 трлн руб.
Сейчас Минфин на эти деньги покупает валюту. Но, опять же, почему бы не направить их и на развитие? Впрочем, возможно, такое решение будет принято.
Резервы страны
Часть средств можно высвободить от продажи гособлигаций США, в которых ЦБ РФ хранит порядка $100 млрд. Конечно, доллары пока еще нужны, но здесь есть и определенные риски, которые могут подтолкнуть к еще большему сокращению вложений в трежерис.
Далеко за примером ходить не надо. Возьмем Казахстан. Власти США не так давно просто арестовали $20 млрд, по сути, показав Казахстану, как можно в одночасье просто лишиться крупной суммы денег. Потом, конечно, разморозили, но урок был усвоен.
Буквально на днях Казахстан не поддержал в Совбезе ООН союзника - Россию. Очень похоже, что причина как раз в недавней заморозке активов со стороны США.