Прошло несколько месяцев после отмены запрета на экспорт нефти из США, но за это время стало ясно, что американские нефтепереработчики были одними из самых главных бенефициаров эмбарго.
Сланцевая нефть в последние годы стала настоящим раем для многих НПЗ. Ее было много, и вся она попадала на внутренний рынок, а когда цены на нефть начали падать, это несильно отразилось на стоимости бензина.
Сейчас все эти преимущества исчезли, а нефтепереработчики вынуждены получать значительно меньше прибыли, чем раньше.
Изменения условия для НПЗ носят, вероятно, нециклический характер, поэтому инвесторам вряд ли стоит ждать возврата к тем дням, когда можно было зарабатывать деньги почти из воздуха. За счет действия запрета на экспорт в США внутренние цены были искусственно занижены по сравнению с мировыми.
НПЗ покупали сырую нефть в США, перерабатывали ее, продавая затем значительно дороже в виде топлива. При этом стоимость топлива не была низкой, она не отражала внутренние цены, а больше ориентировалась на внешние цены на нефть.
Теперь, когда запрет на экспорт снят, внутренние и внешние цены со временем почти сравнялись, что позволило нефтепроизводителям частично компенсировать общее снижение цен в мире.
История вопроса 16 декабря 2015 г. Конгресс США одобрил отмену запрета на экспорт нефти из США, закрепленного на законодательном уровне в 1975 г. после нефтяного кризиса начала 1970-х гг. 18 декабря 2015 г. утвержденные изменения в американском законодательстве подписал президент США Барак Обама.
Погрузка нефти на небольшой танкер "Тео Ти" у берегов США 31 декабря стала историческим событием. В самом начале речь шла лишь о символических объемах. Трейдеры боялись, что Конгресс США может весьма быстро отозвать выданное разрешение на экспорт.
Танкеры с нефтью США направляются или уже достигли берегов Германии, Франции, Голландии, Израиля, Китая и Панамы. Амрита Сен, старший сырьевой аналитик лондонской Energy Aspects, пишет о том, что дополнительные объемы из США могут напугать рынки. В то время как остальные производители хотя бы пытаются договориться о заморозке, Штаты откровенно наращивают темпы экспорта.
Конечно, в абсолютном выражении США пока в десятки раз отстают от таких гигантов, как Саудовская Аравия, Россия или даже соседняя Мексика. Но танкер за танкером объемы поставок за море растут. Enterprise Products Partners, один из крупнейших операторов нефтеналивных портов в США, заявляет о том, что в этом месяце отгрузка сырой нефти и конденсатов вырастет на 28%.
Одна из важнейших причин популярности американской нефти - дешевый транспорт. Чуть ли не в несколько раз упали тарифы на все - от железнодорожных цистерн и трубопроводов на территории самих Штатов до океанских танкеров. Кроме того, сохраняется спред между североморским Brent и техасским WTI, что делает чуть более дешевый американский сорт привлекательным для зарубежных покупателей.
Долгие годы переработчики и химические компании полагались на дешевое сырье, и они были категорически против снятия запрета на экспорт. Теперь обе отрасли столкнулись с сильнейшим падением валовой прибыли.
В целом инвесторы в акции нефтеперерабатывающих и вертикально интегрированных крупных компаний, таких как Exxon, где нефтеперерабатывающий бизнес занимает достаточно большую долю, должны принять тот факт, что мир изменился.
Учитывая нефтяную инфраструктуру США, Вашингтону может оказаться проще стимулировать привлечение зарубежных нефтепереработчиков, тем более что страна импортирует большие объемы нефти. Если же это окажется неэффективным, то выжить и сохранить рынок смогут те, кто будет инвестировать в технологии и стремиться диверсифицировать свои активы.
Переработка может быть эффективнее. Но разные НПЗ заточены под разную нефть, поэтому, даже если использовать для переработки импортную нефть, придется потратить время и деньги на перенастройку оборудования.
Сейчас крупные переработчики надеются на летний туристический сезон. В этот период спрос на бензин растет. В теории в этом году спрос и цены могут вырасти настолько, что некоторые компании компенсируют потери.
Здесь стоит отметить, что, несмотря на все проблемы, переработчики все еще получают хорошие деньги, несмотря на снижение маржи. Кроме того, этот сектор практически не зависит от ситуации на нефтяном рынке, где компании банкротятся. Но инвесторы в энергетический сектор вряд ли ограничатся только НПЗ, поэтому отток капитала может быть сильным.