Экономический рост в регионе Кавказа и Центральной Азии (КЦА) опустился до самого низкого уровня за последние двадцать лет, что объясняется значительным и стойким снижением цен на биржевые товары, широким спектром вторичных эффектов спада в России и замедлением роста и перебалансированием в экономике Китая.
Как сообщает Департамент стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ, состояние бюджетных сальдо и внешнеэкономических счетов ухудшилось, а расходы на финансирование увеличились. Хотя ослабление валют и либерализация налогово-бюджетной политики способствовали сглаживанию последствий этих потрясений, инфляция и уязвимость финансового сектора повысились, усугубляясь в некоторых случаях неопределенностью политики.
Укрепление основ макроэкономической политики и надзора в финансовом секторе имеет принципиально важное значение для поддержания стабильности в этих непростых условиях.
В зависимости от размеров буферных резервов и доступного финансирования налогово-бюджетная политика должна обеспечивать баланс между поддержкой экономической активности в краткосрочном плане и обеспечением устойчивости долга в среднесрочной перспективе.
Активизация структурных реформ будет способствовать нормализации, улучшая среднесрочные экономические перспективы, повышая конкурентоспособность и создавая рабочие места.
Резкий экономический спад С октября 2015 г. отмечалось дальнейшее ухудшение внешнеэкономического положения по сравнению с ситуацией, которая и без того была непростой.
Прогнозируется, что цены на нефть будут составлять в 2016 г. в среднем примерно $35 за баррель, что на $16 ниже среднего уровня 2015 г.
В текущем году ожидается дальнейшее сокращение российской экономики примерно на 1?%, что сократит объемы торговли, денежных переводов и инвестиций в регион.
А замедление темпов роста в Китае, как предполагается, дополнительно ослабит внешний спрос и цены на биржевые товары.
В результате этих внешних потрясений в 2016 г. в регионе КЦА прогнозируется снижение роста до 1,2%, что является самым низким уровнем за двадцать лет, а затем лишь небольшое его повышение в 2017 г.
С учетом ожидаемого сохранения названных негативных факторов произошло существенное ухудшение и среднесрочных перспектив.
Прогнозируется, что средний рост в 2017–2021 гг. составит 3,7%, что существенно ниже роста в 2000–2014 гг. на уровне 8,3%.
В странах-экспортерах нефти в текущем году ожидается снижение роста до 1,1% по сравнению с 3,2% в 2015 г. вследствие уменьшения производства нефти и государственных инвестиций, снижения частного спроса (частично в результате ослабления уверенности) и повышения неопределенности в отношении обменных курсов и денежно-кредитной политики.
В странах-импортерах нефти рост прогнозируется на уровне 2,6%, т. е. он снизится по сравнению с 3% в 2015 г.
Положительное влияние более низких цен на нефть на экономическую активность оказалось ограниченным, поскольку внутренние цены на топливо уменьшились лишь незначительно (примерно на 20% с 2014 г.) вследствие низкой конкуренции и ослабления национальных валют.
Положительное влияние этого фактора на потребление частично нейтрализовалось уменьшением денежных переводов из России (являющихся важным источником доходов в Армении, Кыргызской Республике и Таджикистане, где на денежные переводы в 2015 г. приходилось от 9% до 32% ВВП).
Уменьшение экспорта в Россию и ослабление потоков прямых инвестиций из России, а также подавленный спрос (главным образом со стороны Китая) и цены по важнейшим статьям экспорта биржевых товаров, помимо нефти (медь, алюминий, хлопок), также омрачают экономические перспективы.
Снижение роста Риски для экономических перспектив связаны главным образом с дальнейшим ухудшением внешнеэкономической ситуации и внутренней банковской системой.
Дальнейшее ослабление цен на нефть повлияет на страны-экспортеры нефти непосредственно, а на страны-импортеры нефти — через его влияние на российскую экономику, курс российского рубля и вторичные эффекты через торговлю и денежные переводы.
Более низкие цены на нефть могут также привести к уменьшению инвестиций в нефтегазовом секторе, который играет определяющую роль для среднесрочных перспектив роста в странах-экспортерах нефти.
Более сильное замедление роста в Китае также приведет к сокращению внешнего спроса — как непосредственно, из-за увеличения доли экспорта региона в Китай примерно на 10 процентных пунктов совокупного экспорта с 2005 г., так и косвенно, через другие цены на биржевые товары и доверие инвесторов.
Внутренние риски связаны главным образом с уязвимостью банков в случае дальнейшего ослабления национальной валюты.
Буферные резервы капитала до настоящего момента помогали смягчить влияние макроэкономических потрясений последнего времени.
В случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации в странах с высоким уровнем уязвимости и слабым надзором могут материализоваться риски для финансовой стабильности.
Давление на валюты Во всех странах с 2014 г. произошла коррекция обменного курса, а в пяти из них — не менее чем на 30% по состоянию на февраль 2016 г.
Это способствовало смягчению последствий внешних потрясений и ограничению потерь валютных резервов. Резервы остаются на уровне более трехмесячного эквивалента стоимости импорта во всех странах, кроме Таджикистана, где они равны стоимости импорта за 1,5 месяца.
В Грузии, Кыргызской Республике, а в последнее время и в Казахстане, была существенно повышена гибкость обменного курса.
В других странах предусматривается более жесткое регулирование курса национальной валюты. В Азербайджане поддерживается узкий коридор курса после его сильных снижений в 2015 г.
В Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане проводились крупные интервенции и введены меры административного контроля.
Обменный курс валюты Армении оставался стабильным и поддерживается периодическими интервенциями. Несмотря на корректировку обменного курса в 2015 г., в Армении, Туркменистане и Узбекистане отмечалось повышение реальных эффективных валютных курсов.
Национальные валюты остаются под давлением, учитывая уменьшение валютных поступлений и расширение спредов параллельного рынка в странах с мерами административного контроля (особенно в Узбекистане).
Корректировка внешнеэкономических балансов В ответ на внешние потрясения и снижение курса национальных валют происходит корректировка внешнеэкономических балансов.
В странах-экспортерах нефти в текущем году ожидается увеличение совокупного дефицита счета текущих внешних операций до 4% ВВП по сравнению с 2,7% в прошлом году, что объясняется главным образом резким падением поступлений от экспорта нефти, которое лишь частично компенсируется уменьшением импорта на 15% ВВП.
В странах-импортерах нефти в текущем году ожидается сохранение дефицита счета текущих внешних операций на достаточно высоком уровне 9,6% ВВП.
Уменьшение денежных переводов и экспорта (в том числе биржевых товаров помимо нефти) компенсирует уменьшение расходов на импорт нефти и другие виды импорта вследствие ослабления внутренней экономической активности и национальных валют.
В целом в регионе самое большое сокращение импорта отмечалось в тех странах, где сильнее всего падал курс национальной валюты.
Прочные основы политики Ожидается, что денежно-кредитная политика будет оставаться жесткой, поскольку ослабление национальных валют привело к повышению инфляционного давления, особенно в тех странах, где исторически инфляция была выше.
В Азербайджане и Казахстане после существенного снижения курса национальной валюты инфляция дошла до двузначных цифр впервые за более чем 15 лет.
В странах-импортерах нефти, где валюты ослабли в меньшей степени, более низкие цены на топливо и продовольствие в сочетании со слабостью внутреннего спроса способствовали сдерживанию инфляционного давления.
Прогнозируется, что в Армении и Кыргызской Республике в 2016 г. произойдет снижение среднего уровня инфляции.
Поскольку основной целью политики всех центральных банков в регионе является стабильность цен, сложившиеся обстоятельства свидетельствуют о важности модернизации основ курсовой и денежно-кредитной политики.
Необходим действенный инструмент на базе процентной ставки, который бы заменил собой обменный курс в качестве номинального якоря.
Для этого важно усилить степень независимости и институциональный потенциал центральных банков, повысить прозрачность и подотчетность и укрепить систему информирования о мерах политики.
Риски в финансовом секторе Состояние банковских балансов с высокой степенью долларизации, вероятно, будет и далее ухудшаться, и в некоторых случаях темпы этого ухудшения будут ускоряться наличием неблагополучных кредитов, являющихся наследием предыдущих кризисов.
Уровень ликвидности снижается, причиной чего в основном является замедление притока доходов в иностранной валюте и бегство капитала, усугубляемые ростом долларизации депозитов.
По мере снижения кредитоспособности нехеджированных заемщиков вследствие замедления роста и ослабления валют происходит повышение кредитных рисков. С ослаблением экономической активности будет продолжаться уменьшение кредита частному сектору.
Прогнозируется также дальнейшее снижение рентабельности банков. Увеличилось количество убыточных банков и банков с недостаточным уровнем капитализации, что в ряде стран привело к слияниям и закрытию банков (Азербайджан, Казахстан).
Официальные органы стран предприняли некоторые ответные меры, но для минимизации рисков для финансовой стабильности требуется дальнейшая работа.
В некоторых странах внесены изменения в нормы достаточности капитала и нормативы в отношении чистых открытых позиций, а также повышены нормы обязательных резервов по валютным депозитам.
Принципиально важно также усилить финансовый надзор за счет более активного мониторинга рисков ликвидности и регулярного проведения стресс тестов, а также укрепления надзора, макропруденциальных мер и политики урегулирования кризисов.
Следует не допускать мягкости в применении установленных норм.
Устойчивость государственных финансов и поддержание роста Для смягчения последствий потрясений в большинстве стран КЦА в прошлом году было допущено увеличение бюджетного дефицита, которое способствовало поддержанию экономической активности.
В текущем году в условиях продолжающегося действия негативных факторов, уменьшения буферных резервов и повышения стоимости финансирования в некоторых странах начата консолидация бюджетных позиций и рационализация высоких уровней государственных инвестиций, чтобы способствовать обеспечению бюджетной устойчивости.
В других странах по-прежнему допускается увеличение бюджетных дефицитов в целях поддержания роста.
В странах-экспортерах нефти в 2016 г. ожидается увеличение бюджетного дефицита на 1,7 процентного пункта ВВП до 4,9%, в то время как в странах-импортерах нефти ожидается, что он достигнет 4,9% ВВП, что на 1,4 процентного пункта выше, чем в 2015 г.
Поскольку цены на нефть, вероятно, останутся на низком уровне и прогнозируется повышение уровня долга (особенно в Кыргызской Республике и Таджикистане), странам необходимо начать проведение бюджетной консолидации, как только позволят циклические условия.
Страны с более крупными буферными резервами могут выбрать проведение консолидации более медленными темпами.
В рамках бюджетной консолидации следует избегать таких сокращений расходов, которые могут нанести вред среднесрочным перспективам роста, и сохранять целевые социальные расходы.
Расширение налоговой базы и диверсификация поступлений будут способствовать уменьшению подверженности государственного сектора потрясениям, связанным с условиями торговли биржевыми товарами.
В некоторых странах объявлено о планах приватизации, реализация которых должна привести к столь необходимому увеличению государственных поступлений.
Ведущая роль частного сектора Недавние внешние потрясения сделали более срочной задачу раскрытия значительного потенциала роста в регионе за счет диверсификации экономики путем отхода от ориентации на биржевые товары и уменьшения опоры на денежные переводы.
Уровень жизни, измеряемый величиной ВВП на душу населения, за последние 12 лет повысился вдвое, главным образом благодаря росту поступлений от экспорта биржевых товаров и денежных переводов.
Теперь, со снижением цен на биржевые товары и денежных переводов, потребуется почти 25 лет, для того чтобы уровень жизни поднялся еще в два раза. Если в регионе не будут проведены и ускорены структурные реформы, он будет отставать от других стран с формирующимся рынком.
"Доклад о глобальной конкурентоспособности" Всемирного экономического форума за 2015–2016 гг. показывает, что Казахстан и все страны-импортеры нефти КЦА добились за прошлый год некоторого прогресса в повышении своей коммерческой конкурентоспособности.
Однако для развития динамичной рыночной экономики и улучшения экономических перспектив странам необходимо предпринимать более смелые шаги для дальнейшего улучшения делового климата, повышения качества образования, укрепления системы управления и расширения доступа к финансированию.
Это будет способствовать частному предпринимательству, вести к созданию столь необходимых рабочих мест и уменьшению бедности, одновременно повышая уверенность в трудных экономических условиях.