В странах Прибалтики продолжается кампания за "возмещение ущерба от советской оккупации". Лидирует, как всегда, Латвия. Напомним, что под "советской оккупацией" в современной Латвии понимают период вхождения страны в состав Советского Союза.
По мнению латвийского руководства, за время т. н. "советской оккупации" экономика страны понесла колоссальные убытки. Для их подсчета даже была создана специальная комиссия.
Ее представитель Рута Паздере 18 апреля 2016 г. озвучила примерную цифру мнимого ущерба, понесенного латвийской экономикой за полвека существования Советской Латвии, — 185 млрд евро.
Кроме того, в десятки миллиардов евро Паздере оценила демографический ущерб, понесенный Латвией в результате миграционных потоков, вызванных "советской оккупацией".
То, что латыши ехали работать или учиться в другие республики Советского Союза, а несогласные с советской властью эмигрировали на Запад, Паздере также считает "виной" советского периода в латвийской истории.
Подсчитали и урон, нанесенный окружающей среде, — он также оценивается в десятки миллиардов евро.
Мы решили подсчитать, как изменилась экономическая ситуация в этих странах за период после "советской оккупации", и понять, насколько правы эти страны, выставляя счет нашей стране за непоправимый "урон".
Конечно, невозможно рассмотреть все аспекты экономического развития страны, мы решили оценить основные показатели и то, как они менялись с течением времени.
Население и "демографический урон" Одной из претензий прибалтийских стран к "советской оккупации" стал демографический урон, который нанес странам СССР.
Конечно, никто не станет отрицать тот факт, что во времена Великой Отечественной войны население всего Советского Союза понесло огромный ущерб: множество людей погибли как на фронте, так и в тылу.
А западные республики союза (Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская и Украинская ССР) пострадали особенно сильно.
Но обвинять в этом Советский Союз было бы просто глупо, ведь убивали население военные гитлеровской Германии.
Мы решили сравнить данные по численности населения за 1989 г., когда демографические последствия войны уже сгладились, и за 2015 г. В Литве в 1989 г. проживало 3, 690 млн человек, в Латвии - 2,680 млн, в Эстонии — 1,573 млн.
Для сравнения, вот данные за 2015 г.: Литва — 2,898 млн человек, Латвия — 1,968 млн, Эстония — 1, 311 млн.
Как видно, за прошедшие 26 лет, большая часть которых пришлась на независимое существование этих стран, численность их населения снизилась.
Жители прибалтийских стран все чаще уезжают в более благополучные страны-члены ЕС, чтобы найти там работу, пусть и не очень престижную, зато дающую возможность получать деньги и отправлять их своим семьям на родину.
Объективные цифры говорят о том, что после выхода из СССР Литва потеряла 28%, а Латвия — 27% населения. И это на сегодняшний день.
Более того, это лишь тренд в развитии: согласно данным отчета к 2060 г. количество жителей сократится еще на 38% (Литва) и 31% (Латвия), опустившись, таким образом, ниже 50% от численности населения на 1991 г.
Социологические исследования говорят о том, что примерно 30% литовцев и латышей твердо намерены не просто эмигрировать из своих стран, но и получить новое гражданство, полностью разорвав связи со своей родиной.
Они не просто не собираются возвращаться обратно, но даже не хотят оставаться литовцами или латышами. Они ставят себе задачу не просто интегрироваться, а полностью ассимилироваться в новой стране пребывания.
Своим детям они дают местные имена, в семейном кругу стараются говорить на местном языке.
Таким образом, Прибалтика фактически "вымирает", и этот процесс начался в 1990-е гг. и продолжается по сей день.
Железные дороги В конце XIX — первой половине XX вв. в Прибалтике была построена сеть узкоколейных линий общей протяженностью 2051 км. Позднее часть этих узкоколейных дорог была переведена на колею 1520 мм, а часть - ввиду низкой рентабельности - ликвидирована.
В период с 1917 по 1940 гг. происходил упадок железных дорог, ввиду того, что у независимых прибалтийских государств было намного меньше финансов, чем у Российской империи, и средства в дороги не инвестировались.
В период Великой Отечественной войны большая часть железнодорожной инфраструктуры была разрушена. После освобождения оккупированных территорий началось восстановление и коренное техническое перевооружение железных дорог.
В 1953 г. дороги были объединены в Балтийскую железную дорогу, которая в 1956 г. была ликвидирована. В связи с проводившимся перевооружением отрасли в 1950-1960-е гг. движение грузовых и пассажирских поездов было переведено на тепловозную и электровозную тягу, были электрифицированы пригородные участки крупных городов.
В настоящее время участки Прибалтийской железной дороги разделены между Россией (Калининградская железная дорога), Эстонией (Eesti Raudtee), Латвией (Latvijas dzelzce??) и Литвой (Lietuvos Gele?inkeliai).
На сегодняшний день общая протяженность железных дорог в Эстонии составляет 1 166 км, Латвии — 1 859 км, Литве — 1 767 км.
Если говорить о периоде так называемой советской оккупации, то в Латвии эксплуатационная длина основных линий железных дорог составляла 2 263,6 км, Литве — 1 749 км, Эстонии — 1 320 км.
В странах Балтики пассажиропоток на железнодорожном транспорте за 20 лет упал в несколько раз и в настоящее время составляет лишь пятую часть всех перевозок, значение авиа- и автотранспорта, напротив, выросло.
Если же говорить о перевозке грузов, то основной объем грузоперевозок Эстонии и Латвии приходится на страны СНГ, прежде всего Украину, Белоруссию и Россию, которая занимает две трети общего объема.
Похожая ситуация прослеживается в Литве (при этом там небольшую часть занимает еще и Польша). Значительную долю занимают транзитные перевозки, прежде всего традиционные российские экспортные и импортные товары, курсирующие между Россией и прибалтийскими портами: нефтепродукты и каменный уголь (более двух третей всего объема грузов), минеральные удобрения, химические продукты, металлы, руда и зерновые.
Еще десять лет назад, в 2006 г., эстонская железная дорога принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки. В целом по Латвии и Эстонии услуг транспортировки и хранения грузов обеспечивают 8% ВВП, в Литве - 7,7% ВВП.
Однако в последнее время российский транзит через страны Прибалтики резко снизился, и прибалты опасаются, что эти показатели могут опуститься до нуля, что будет означать катастрофу в этом секторе.
Уход российского транзита для этих стран будет означать весомые бюджетные потери и сокращение рабочих мест.
Эксперты компании KMPG подсчитали: в случае полной потери транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%: из 1,9 млн граждан работу потеряют 75 тыс. человек.
Промышленность В Литовской ССР по сравнению с 1940 г. к 1986 г. были достигнуты самые высокие среди союзных республик темпы роста промышленного производства.
Большое развитие получили машиностроение, химия и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, торфяная, легкая и пищевая промышленность.
Достигнут высокий уровень развития сельского хозяйства, особенно животноводства.
В 1986 г. Литва занимала первое место среди союзных республик по производству мяса и молока в расчете на душу населения.
В республике создана энергетическая база: построены Каунасская ГЭС, Литовская ГРЭС, Игналинская АЭС.
Введены в действие крупные заводы: Мажейкский нефтеперерабатывающий, станкостроительный "Жальгирис" в Вильнюсе, искусственного волокна в Каунасе, шлифовальных станков в Вильнюсе, Ионавский азотных удобрений, Кедайнский химический комбинат, ряд крупных предприятий легкой и пищевой промышленности.
В Латвийской ССР особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка. Ведущими отраслями являются электротехническая промышленность и промышленность средств связи. В 1986 г. каждый пятый трамвайный вагон в стране, вторая доильная установка имели марку латвийских заводов.
Быстрое развитие получило в республике производство товаров народного потребления: на ее предприятиях изготавливается каждый пятый радиоприемник, восьмая стиральная машина, второй мопед.
В республике достигнута высокая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства. Ведущая отрасль — молочно-мясное животноводство и беконное свиноводство.
Построены Плявинская и Рижская гидроэлектростанции, Рижская ТЭЦ, введены в действие заводы — электромашиностроительный и дизельный в Риге, Елгавский машиностроительный, Даугавпилсский химического волокна, по переработке пластмасс и химических реактивов в Олайне, Валмиерский завод стекловолокна.
В легкой и пищевой промышленности вошли в строй Огрский трикотажный комбинат, Лиепайский галантерейный комбинат, Рижский молкомбинат, Вентспилсский рыбоконсервный и Елгавский консервный комбинаты.
В Эстонской ССР создана энергетическая база, а также такие отрасли, как электротехническая, приборостроение, химия и нефтехимия, крупная газосланцевая и другие отрасли. Развивается лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Высокий уровень интенсификации достигнут в сельском хозяйстве.
В 1986 г. Эстония занимала одно из первых мест среди союзных республик по производству мяса и молока в расчете на душу населения.
В республике осуществлена большая программа капитального строительства. Введены в действие Прибалтийская и Эстонская тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали в Кохтла-Ярве и Таллине.
Построены новые машиностроительные заводы — экскаваторный в Таллине, судоремонтный в Локсе, газоанализаторов в Выру.
Вошли в строй завод азотных удобрений в Кохтла-Ярве, новые шахты и карьеры в сланцевом бассейне, Прибалтийский комбинат строительных материалов в Нарве, домостроительный комбинат в Тарту, восстановлены и расширены мощности цементного завода "Пунане-Кунда".
Созданы крупные мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, комбинаты молочных продуктов.
В результате трансформации 1990-х гг. структура экономик стран Прибалтики претерпела значительные изменения. Снизилась доля промышленности и сельского хозяйства, расширилась сфера услуг.
К началу кризиса 2008 г. в Латвии фактически произошла деиндустриализация: доля промышленности в структуре экономики сократилась практически вдвое до 13,7%. В Литве и Эстонии доля промышленного производства снизилась до 19,8% и 20,9% .
В ходе кризиса 2008—2009 гг. промышленное производство упало во всех трех странах Прибалтики, но по-разному: в Эстонии спад по отношению к 2007 г. составил 31%, в Латвии — 19%, в Литве — 10%.
Ниже представлены данные по вывозке древесины в прибалтийских республиках:
Литва — 1819 тыс. куб. м (1970 г.), 2 772 тыс. куб. м (1986 г.); Латвия — 4 356 тыс. куб. м (1970 г.), 4 338 тыс. куб. м (1986 г.); Эстония — 2 047 тыс. куб. м (1970 г.), 2 761 тыс. куб. м (1986 г.).
Для сравнения — данные этого в составе Евросоюза:
Эстония — 7 290 тыс. куб. м (2012 г.), 7 654 тыс. куб. м (2013 г.), 8 460 тыс. куб. м (2014 г.);
Латвия — 12 529 тыс. куб. м (2012 г.), 12 241 тыс. куб. м (2013 г.), 12 597 тыс. куб. м (2014 г.);
Литва — 6 921 тыс. куб. м (2012 г.), 7 053 тыс. куб. м (2013 г.), 7 351 тыс. куб. м (2014 г.).
Как видно из статистики, заготовка древесины в странах Прибалтики выросла, что подводит сразу к нескольким выводам: с одной стороны, все претензии к "советским оккупантам" по поводу экологического ущерба кажутся в этом контексте необоснованными.
О каком экологическом ущербе может идти речь, если сейчас, освободившись от "оккупации", страны вырубает в несколько раз больше леса, чем при СССР?
С другой стороны, страны Прибалтики активно развивают мебельную промышленность, для которой как раз и используется древесина. По прогнозам производство мебели будет только расти в этих странах, при этом особенно высоким ростом мебельной промышленности отличается Эстония.
А вот данные по производству бумаги: Литва — 102 тыс. тонн (1970 г.), 121 тыс. тонн (1986 г.), Латвия — 148 тыс. тонн (1970 г.), 153 тыс. тонн (1986 г.), Эстония — 105 тыс. тонн (1970 г.), 99 тыс. тонн (1986 г.).
А вот данные уже в составе ЕС: Эстония — 78,18 тыс. тонн (2012 г.), 73,04 тыс. тонн (2013 г.), 70,81 тыс. тонн (2014 г.).
Латвия — 43,93 тыс. тонн (2012 г.), 47,77 тыс. тонн (2013 г.), Литва — 118 тыс. тонн (2012 г.), 136 тыс. тонн (2013 г.), 139,52 тыс. тонн (2014 г.). Как видно, производство бумаги выросло лишь в Литве, а в Латвии и Эстонии — сократилось.
Легкая промышленность и сельское хозяйство С дореволюционных времен сельское хозяйство Прибалтики отличалось высокой интенсивностью. Здесь сложилась специализация на молочно-мясном скотоводстве и беконном свиноводстве.
Среди крупных предприятий этой отрасли — мясокомбинат в Алитусе и сыродельный завод в Выру. В Прибалтике действовало 7 сахарных заводов: 4 в Литовской ССР (города Паневежис, Капсукас, Кедайняй, Павянчяй) и 3 в Латвийской ССР (города Елгава, Лиепая, Екабпилс).
Наряду с Белоруссией Прибалтика отличалась самым высококачественным сгущенным молоком, завод по производству которого находился в Резекне. Организационно сельское хозяйство было представлено (на 1973 г.) 2126 колхозами и 752 совхозами.
Вот данные по надою молока в Прибалтике в составе ЕС:
Эстония — 665 тыс. тонн (2012 г.), 705,5 тыс. тонн (2013 г.), 729,96 тыс. тонн (2014 г.);
Латвия — 718,36 тыс. тонн (2012 г.), 735,66 тыс. тонн (2013 г.), 804,4 тыс. тонн (2014 г);
Литва - 1 359,93 тыс. тонн (2012 г.), 1 339,39 тыс. тонн (2013 г.), 1 435,5 тыс. тонн (2014 г.).
Дело в том, что после вступления в ЕС страны Прибалтики оказались вынужденны принимать квоты на производство сельхозпродукции, в частности по объемам надоя молока. Это ставит в крайне невыгодное положение местных фермеров, многие из которых оказались на грани банкротства.
Морские порты Во времена, когда Прибалтика была в составе СССР, именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. Построенные еще в советские годы порты продолжают приносить доход прибалтийским странам.
В 70-80-х гг. к этим портам были проложены нефтепроводы.
По состоянию на 2008 г. в Прибалтике имелось 8 портов. Все порты расположены в восточной части Балтийского моря.
В 2000 г. суммарная погрузка в портах Прибалтики составляла 103 млн тонн, в 2005 г. — 121 млн тонн. Политика России по снижению зависимости от транзита и конкуренция со стороны морских портов Финляндии привели к значительному снижению грузооборота портов Прибалтики.
В 2006 г. погрузка в портах Прибалтики снизилась до 117 млн тонн, в 2007 г. — до 112 млн тонн, в 2008 г. — до 108 млн тонн, в 2009 г. — до 102 млн тонн.
В последнее время Россия все больше снижает объем погрузки в прибалтийских портах, перенаправляя грузопотоки на российские порты. Наша страна будет все меньше использовать порты прибалтийских стран, а так как именно Россия по-прежнему остается одним из основных клиентов портов Прибалтики, то это грозит серьезными экономическими последствиями для этих стран.
Статистика убедительно доказывает, что за 25 лет независимости Прибалтика прошла деиндустриализацию и депопуляцию. Весь экономический багаж, накопленный за времена Советского Союза, к настоящему моменту растрачен, а вместо него проступают экономические проплешины.
Регион, производивший электронику и транспорт, теперь не может предложить мировому сообществу ничего сложнее спиленных деревьев, консервированной рыбы и нехитрого отдыха у не самого теплого моря.
В этом контексте вполне понятно желание стран Прибалтики получить компенсацию за якобы "оккупацию": раз не получается организовать вливания в свою экономику и промышленность традиционными способами, можно попробовать и так.