Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак подвел итоги работы Минэнерго РФ и отраслей ТЭК в 2015 г. и озвучил задачи на среднесрочную перспективу в рамках выступления на заседании расширенной коллегии Минэнерго России.
В заседании приняли участие заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный, аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, а также руководители регионов и компаний ТЭК.
В своем выступлении Александр Новак отметил, что ТЭК России продолжает справляться со своими задачами, несмотря на осложнение экономической и внешнеполитической ситуации в последние годы. В рамках доклада глава Минэнерго РФ отметил, что одним из важнейших событий 2015 г. в электроэнергетике стала интеграция энергосистемы Крыма в единую энергосистему России.
Среди ключевых целей и задач Минэнерго России на 2016 г. Александр Новак, в частности, отметил формирование бенчмарка российской экспортной нефти:
"Считаю важным в 2016 году запустить торги российской экспортной нефтью на российской бирже. Это позволит создать прозрачный биржевой механизм определения справедливой цены на российскую экспортную нефть с установлением прямой котировки без привязки к действующим котировкам мировых ценовых эталонов".
Трансляция заседания расширенной коллегии Минэнерго РФ велась на телеканале "Россия-24". В полном виде доклад выступления министра энергетики Российской Федерации Александра Новака опубликован на сайте Минэнерго РФ.
Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2015 г. Задачи на среднесрочную перспективу.
"Уже традиционно в начале апреля мы имеем возможность обсудить итоги работы и основные задачи на ближайшую перспективу на расширенном заседании коллегии Минэнерго России.
Я благодарю членов правительства, членов Общественного совета Минэнерго России, отраслевых экспертов и руководителей компаний, уважаемых ветеранов отрасли, принимающих участие в нашей работе. Нам важно знать ваше мнение и ощущать вашу поддержку.
Прошедший год был ознаменован празднованием юбилея – 70-летия со дня Великой Победы, в которой есть неоценимый вклад энергетиков.
Я хотел бы поблагодарить руководителей компаний, ветеранов отрасли за активное участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы. Все отраслевые мероприятия, объединенные общим названием – "Энергия Великой Победы", – прошли на высоком уровне и заслужили высокой оценки наших ветеранов, 500 из которых приняли участие в праздничных мероприятиях в Москве.
Уважаемые коллеги,
как мы с вами знаем, развитие отраслей ТЭК в 2015 г. шло в непростых внешнеполитических и экономических условиях: практически весь год продолжали снижаться цены на основные экспортные товары. Падение цен на нефть, газ и уголь достигло 30–40%; продолжали действовать санкционные ограничения на доступ к финансовым ресурсам и ряду технологий ТЭК; в связи с замедлением темпов роста мировой экономики и сокращением спроса на энергоресурсы усилилась конкуренция на основных экспортных рынках; на внутреннем рынке спрос на энергоресурсы тоже стабилизировался в связи с сокращением промышленного производства и теплой зимой; на инвестиционные планы инфраструктурных компаний оказало влияние и сдерживание роста тарифов ниже уровня инфляции.
Определенный смягчающий эффект в этих условиях оказала девальвация рубля. Но мы, конечно, понимаем, что действие этого эффекта не будет долговременным, рынки довольно быстро адаптируются к новым экономическим реалиям.
Поэтому Минэнерго России и компаниям ТЭК пришлось больше внимания уделять вопросам сокращения издержек и роста эффективности своей деятельности, развития импортозамещения, поиска новых рынков и партнеров.
Хочу сразу сказать, что ТЭК России справляется с этими вызовами. Основные показатели отраслей стабильны и соответствуют прогнозам. Сохраняются лидирующие позиции на мировых энергетических рынках, кадровый и научно-технический потенциал, способность решать самые сложные производственные задачи. Стабильной остается ситуация на рынке труда.
ТЭК России надежно обеспечивает потребности внутренних и внешних потребителей во всех видах энергоресурсов, одновременно оставаясь основной бюджетообразующей отраслью экономики.
Благодарю всех сотрудников комплекса, менеджмент компаний за профессионализм, самоотверженность в решении текущих и стратегических задач, стоящих перед отраслями, а также наших коллег по правительству, ФОИВ, законодательных органов, субъектов РФ, регулирующих и контролирующих органов. Без вашей поддержки ничего нельзя было бы сделать.
Корректировка программных документов
Уважаемые коллеги,
одним из важных направлений работы министерства совместно с отраслевым сообществом в 2015 г. была корректировка стратегических документов ТЭК, включая энергетическую стратегию России.
Весь прошлый год мы вели эту работу с участием ведущих научных коллективов и аналитических организаций, и в октябре 2015 г. проект энергостратегии был внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
После утверждения проекта энергостратегии, правительством будет рассмотрен весь комплекс программных документов ТЭК, включая государственную программу Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" и генеральные схемы развития отраслей.
Регулирование
Одной из ключевых функций министерства является нормативно-правовое регулирование ТЭК. За 2015 г. было принято 3 федеральных закона, 107 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, разработанных Минэнерго России, а также более 50 приказов Минэнерго России, имеющих нормативно-правовой характер. Особое внимание уделялось снятию административных барьеров и избыточных требований в сфере ТЭК. Я хочу поблагодарить депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, принимавших участие в работе над законопроектами.
Импортозамещение
Уважаемые коллеги!
В прошлом году совместно с министерством промышленности и торговли мы продолжили работу по снижению зависимости от иностранных технологий, материалов и комплектующих в ТЭК.
Напомню, что Минпромторгом России и Минэнерго России совместно создан ряд межведомственных рабочих групп по различным направлениям, образован Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования, состоящий из 13 экспертных групп по различным технологическим направлениям. Модераторами 11 групп являются компании ТЭК. Утверждены отраслевые и корпоративные планы по импортозамещению.
Сегодня эта работа находится в активной фазе, и уже есть первые результаты. Подготовлены первые подробные технические задания для производства некоторых аналогов импортного оборудования (насосная установка для гидроразрыва пласта на автомобильном шасси, "Непрерывная труба" и насосно-компрессорные агрегаты, телеметрические системы контроля параметров бурения при забуривании боковых стволов). Ключевой текущей задачей является разработка всех необходимых технических заданий с выходом на отраслевой заказ для промышленности.
В области газотурбинных технологий определен типоразмерный ряд энергетических ГТУ малой и большой мощности, а также создан Единый центр компетенции в области газотурбиностроения.
При реализации отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в машиностроении компании ТЭК выступают в качестве потребителей соответствующего оборудования и формируют долгосрочный отраслевой заказ. В то же время компании ТЭК, прежде всего предприятия нефтепереработки и нефтегазохимии, сами являются производителями продукции, способной заменить импортные аналоги на российском рынке.
В результате проведенных в 2015 г. мероприятий и освоения производства катализаторов различных типов удалось снизить зависимость от их зарубежных поставок. При общем потреблении катализаторов в Российской Федерации в объеме 46,9 тыс. тонн доля российских катализаторов в нефтепереработке составила выросла до 37,5% (31,76% в 2014 г.), в нефтехимии по основным процессам – 35,7% (34,2% в 2014 г.).
В 2015 г. были разработаны и включены в долгосрочные программы развития всех госкомпаний ТЭКа корпоративные планы импортозамещения. Анализ их реализации показал, что доля закупок отечественной продукции составляет свыше 75%. При этом реализация корпоративных планов импортозамещения в 2015 г. осуществлялась без привлечения средств бюджета
Хочу отметить, что в 2015 г. создан хороший задел в сфере импортозамещения в отраслях топливно-энергетического комплекса. В 2016 г. необходимо продолжить планомерную работу в этом направлении.
Инновации
Еще один важный вопрос общесистемного характера – активизация инновационного развития ТЭК в рамках реализации разработанной Минэнерго России и утвержденной Правительством Российской Федерации дорожной карты "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК" на период до 2018 г.
Работа Минэнерго России синхронизируется с Национальной технологической инициативой (НТИ) в направлении EnergyNet, которая была обозначена в качестве одного из приоритетов государственной энергетической политики Президентом России В. В. Путиным.
Часть этой работы – формирование прогноза научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса до 2035 г.
Мы ставили себе задачу на 2015 г. разработать проект прогноза. К настоящему времени эта задача выполнена. Проект подготовлен. Проведено его обсуждение с другими ФОИВ, компаниями ТЭК, научным и экспертным сообществом.
Со времен Советского Союза подобная работа по долгосрочному технологическому прогнозированию для целей системного управления инновационным развитием в отраслях ТЭК реализуется впервые.
Необходимо утвердить прогноз в ближайшее время.
Также "дорожной картой" предусмотрена реализация в отраслях ТЭК национальных проектов, представляющих собой комплексные программы по внедрению решений в высокой степени технологической зрелости, способных дать значительный экономический эффект, обеспечить энергобезопасность страны и снизить зависимость от иностранных технологий и оборудования.
В 2015 г. Минэнерго России отобрано на конкурсной основе и утверждено четыре таких проекта.
Всего к 2018 г. в соответствии с "дорожной картой" должно быть реализовано не менее 20 национальных проектов.
В связи с этим обращаюсь к компаниям ТЭК – необходимо активизировать работу по инициации такого рода проектов.
Помимо работы на уровне ТЭК в целом идет работа и на уровне самих компаний, организованная в рамках программ инновационного развития (ПИР).
В 2015 г. при активном участии Минэнерго были доработаны нормативные документы, регламентирующие порядок разработки и актуализации ПИР компаний ТЭК с государственным участием. Была обеспечена увязка ПИР с долгосрочными программами развития и системами мотивации руководства компаний.
В настоящее время ведется плановая актуализация самих ПИР в соответствии с обновленной нормативной базой. Необходимо завершить эту работу в первом полугодии 2016 г.
Хочу еще раз обратить внимание руководителей компаний на важность инновационного развития в ТЭК как одного из способов обеспечения технологической независимости, особенно в условиях тех ограничений и вызовов, с которыми мы сегодня все сталкиваемся.
НДТ
Одним из механизмов стимулирования модернизации, повышения энергетической эффективности, снижения экологического воздействия на окружающую среду, соблюдения требований промышленной безопасности является переход отраслей ТЭК на принципы наилучших доступных технологий (НДТ).
В 2015 г. Минэнерго России совместно с организациями ТЭК сформирован порядок перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ. В 2016 г. будет разработано 6 проектов справочников НДТ по всем отраслям ТЭК и проект межотраслевого справочника НДТ в области энергоэффективности.
Территориальное развитие
Перед тем как перейти к условиям работы отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, хотел бы отметить, что, в соответствии с основными задачами государственной энергетической политики, Минэнерго делает особый акцент на развитии таких территорий, как Крым, Калининградская область, Арктический регион и Дальний Восток.
Теперь позвольте перейти к подробному рассмотрению итогов работы отдельных отраслей ТЭК.
Нефтяная отрасль
Начну с нефтяной отрасли.
Добыча
Несмотря на снижение цен на нефть, в прошлом году отмечался прирост добычи нефти и газового конденсата (+1,4% по сравнению с 2014 г.). В отрасли был установлен новый национальный рекорд по добыче – 534,1 млн тонн.
Благодаря задействованным механизмам льготирования выросла добыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: в 2015 г. она увеличилась на 7,8% по сравнению с 2014 г. и составила 63,5 млн тонн.
Добыча на континентальном шельфе увеличилась на 17,3% до 19 млн тонн по сравнению с 2014 г., добыча на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами на 1,2% до 33 млн тонн.
Инвестиции и бурение
Капитальные вложения ВИНК в нефтедобычу также показали почти 10%-й рост (9,6% и составили 1 081 млрд руб.). Это повлияло на рост эксплуатационного бурения на 11,7% до 22 152 тыс. м.
В то же время нефтяные компании оптимизировали в 2015 г. свои инвестиционные программы путем сокращения объема разведочного бурения, который снизился почти на 18% (-176 тыс. м. до 818 тыс. м.), что также повлияло на снижение темпов прироста запасов. Это достаточно тревожный фактор, который может сказаться на объеме добычи в будущем.
Переработка
В рамках реализации программ модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России в прошлом году было введено в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти (всего с 2011 г. было введено или реконструировано 58 установок). Ввод еще 16 установок, запланированных к вводу в 2016 г., был перенесен компаниями в связи с ограничением доступа к финансовым ресурсам. Общий объем инвестиций нефтяных компаний в модернизацию нефтеперерабатывающих производств в 2015 г. составил 214 млрд руб.
В результате глубина переработки нефти выросла на 2 п. п. до 74,2%, объем производства автобензина 5-го класса вырос на 16,1% до 33,1 млн т, а дизтоплива 5-го класса – на 23,5% до 55,7 млн т. Это позволило нам безболезненно отказаться от обращения дизельного топлива 4-го и более низких экологических классов с 1 января текущего года. Переход на обращение на внутреннем рынке автобензина исключительно 5-го класса решением Совета ЕЭК перенесен на 1 июля 2016 г. Текущие показатели отрасли свидетельствуют о готовности компаний к выполнению этого решения.
Экспорт
Увеличение глубины переработки позволило снизить объем первичной переработки нефти на 2% (до 282,7 млн т) без угрозы снижения объемов производства нефтепродуктов. Высвободившиеся объемы сырой нефти были направлены на экспорт.
Экспорт нефти в прошлом году в результате впервые вырос и составил 241,8 млн т, это на 9,3% (20,5 млн т) больше, чем в 2014 г.
Утилизация ПНГ
Принятые Правительством России меры по повышению эффективности использования попутного газа доказывают свою эффективность, стимулируя компании увеличивать процент утилизации этого ценного ресурса. В 2015 г. утилизация ПНГ продолжала расти и достигла 88,2% увеличившись на 2,7 п. п.
Биржевые торги
В 2015 г. объем биржевых торгов нефтепродуктами на внутреннем рынке России составил 15,7 млн тонн, что несколько меньше, чем в 2014 г.
Тем не менее требования совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов нефтегазовыми компаниями в целом исполняются.
Считаю важным в 2016 г. запустить торги российской экспортной нефтью на российской бирже. Это позволит создать прозрачный биржевой механизм определения справедливой цены на российскую экспортную нефть с установлением прямой котировки без привязки к действующим котировкам мировых ценовых эталонов. В реализации этого проекта Минэнерго работает совместно с ФАС России и другими профильными ФОИВами.
Регулирование
Что касается нормативного регулирования, в 2015 г. мы продолжили использовать механизм предоставления льгот по вывозной таможенной пошлине на нефть для месторождений в новых регионах. В частности, особые формулы расчета ставок были распространены на Западно-Хоседаюское нефтяное месторождение, имени Д. Садецкого и Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение.
Отмечу, что за два года действия правил за правом применения льготы по вывозной таможенной пошлине обратились 10 компаний (в том числе 5 из них – нефтяные компании без государственного участия) по 20 месторождениям. По состоянию на январь 2016 г. общий объем нефти, который может быть вывезен с применением особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины, составил около 40 млн тонн.
Совокупные планируемые инвестиции в разработку 10 одобренных Правительством Российской Федерации месторождений оцениваются в размере более 1 трлн руб. в перспективе до 2040–2045 гг., что позволит обеспечить вовлечение в разработку более 300 млн тонн нефти (или более 5 трлн руб. налоговых поступлений с указанных месторождений в бюджетную систему Российской Федерации в перспективе до 2040–2045 гг.).
Указанные льготы в совокупности с льготной ставкой налога на добычу полезных ископаемых обеспечивает постоянный рост добычи нефти в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на Северном Каспии. Данный механизм доказал свою эффективность и будет применяться в дальнейшем.
В 2015 г. запущен "большой налоговый маневр". По данным мониторинга, проведенного Минэнерго России совместно с Минфином России, очевидно положительное влияние налогового маневра на состояние нефтяной отрасли и ее конкурентоспособность на международном рынке. За счет изменения макроэкономических условий разработка месторождений Российской Федерации в целом характеризуется увеличением рентабельности в рублевом исчислении. Таким образом, сейчас предпосылок для корректировки параметров налогового маневра нет. Минэнерго поддерживает сохранение стабильного налогового окружения на долгосрочную перспективу.
Летом 2015 г. Правительство Российской Федерации поддержало законопроект о новом подходе к налогообложению на основе налога на финансовый результат для пилотных проектов. Основная идея законопроекта – дополнительное вовлечение в разработку около 6 млрд тонн запасов за счет введения НФР с учетом объективных специфических характеристик месторождений. При этом НДПИ с указанных месторождений взиматься не будет. Сейчас работа над законопроектом продолжается совместно с Министерством финансов России.
Из других важных для отрасли решений отмечу: принятие Правительством РФ комплексного плана оказания государственной поддержки строительства ВНХК; утверждение нормативов технологических потерь по 1861 месторождению; разработку поправок в правила учета нефти, которые в настоящий момент проходят процедуру согласования; уточнение номенклатуры закупок у малого и среднего бизнеса, совместно с "Транснефтью" и экспертным сообществом разработана программа стабилизации качества нефти, поставляемой на НПЗ России.
Задачи на 2016 г.
В качестве основных стратегических задач Минэнерго в текущем году считаю необходимым:
утверждение генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2035 г.;
подготовка закона по реализации механизма налога на финансовый результат в рамках "пилотных" проектов;
обеспечение стабильного снабжения внутреннего рынка моторными топливами и переход с 1 июля 2016 г. на автомобильный бензин класса 5, ввод в эксплуатацию 12 технологических установок на НПЗ России и увеличение глубины переработки нефти;
формирование бенчмарка российской экспортной нефти;
реализацию "дорожной карты" по снижению импортозависимости в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии, участие в других программах по импортозамещению в сфере ТЭК;
развитие нефтетранспортной инфраструктуры, включая завершение строительства нефтепровода Заполярье-Пурпе;
разработка комплекса мер по стимулированию добычи нефти из месторождений, относящихся к Баженовской свите; стимулирование добычи в новых регионах нефтедобычи, в том числе путем расчета срока действия льгот по налогу на добычу полезных ископаемых с начала фактического освоения участка недр или достижения степени выработанности в 1%;
стимулирование геологоразведочных работ в малоизученных труднодоступных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе путем применения налоговых вычетов из суммы налога на прибыль.
Большая часть этих инициатив Минэнерго была рассмотрена и поддержана на Президентской комиссии по ТЭК в октябре 2015 г.
В целях снижения административных издержек организаций ТЭК, необходимо в 2016 г. провести инвентаризацию НПА, затрудняющих условия хозяйственной деятельности или создающих повышенные издержки, связанные с исполнением требований регулирования.
Газовая отрасль
Уважаемые коллеги, перехожу к газовой отрасли.
Несмотря на действие факторов, о которых я говорил в начале доклада, газовая отрасль надежно функционировала: обеспечила спрос на внешнем и внутреннем рынках, а также стабильное прохождение осенне-зимнего периода.
В течение года продолжилось освоение и ввод новых месторождений Арктического региона и Восточной Сибири: Яро-Яхинского, Термокарстового и других.
При этом в 2015 г. объем добычи газа снизился на 1% и составил 635,5 млрд куб. м. Снижение обусловлено низким спросом на внутреннем рынке из-за теплой погоды и сокращением поставок на Украину. При этом общий показатель экспорта российского трубопроводного газа вырос почти на 7% и составил 178 млрд куб. м.
Уровень газификации российских регионов также вырос и составил 65,7%.
Решение основных задач
Кроме корректировки стратегических документов, о которой я сказал в начале доклада, основными задачами Минэнерго в газовой отрасли в 2015 г. стало развитие новых центров газодобычи на Востоке страны с соответствующей газотранспортной инфраструктурой, развитие внутреннего рынка газа и рынка газомоторного топлива, развитие газо- и нефтехимии.
Развитие инфраструктуры
Последовательно реализуется Восточная газовая программа.
Начато строительство газопровода "Сила Сибири", а также газоперерабатывающего комплекса в городе Свободный Амурской области.
В западном направлении развивается инфраструктура, необходимая для подачи газа в "Северный поток-2".
Развитие внутреннего рынка
В дополнение к ежемесячным биржевым торгам, которые проводятся с 2014 г., в октябре 2015 г. также запущены организованные торги газом с поставкой "на сутки вперед". Это позволит сформировать ценовой индикатор для газа, реализуемого на нерегулируемом рынке, и создаст условия для развития конкуренции.
В целом за год на организованных торгах было реализовано порядка 7,5 млрд куб. м газа на общую сумму более 20,5 млрд руб. В ближайшее время планируется выйти на уровень 30-35 млрд куб. м газа в год.
Газомоторное топливо
В целях развития рынка газомоторного топлива по инициативе Минэнерго в апреле 2015 г. принято постановление Правительства РФ об отмене государственного регулирования цены на газомоторное топливо, а в октябре – решением Совета глав правительств СНГ утвержден комплекс мер по развитию рынка ГМТ государств-участников СНГ.
Объем реализации природного газа через АГНКС в России вырос за год на 10% и составил 0,45 млрд куб м.
Активнее стали заниматься развитием рынка газомоторного топлива и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, на сегодняшний день программы развития рынка газомоторного топлива приняты уже в 29 субъектах РФ.
Нефтегазохимия
Что касается нефтегазохимии. В соответствии с утвержденным Правительством РФ Планом развития нефте- и газохимии на период до 2030 г. в 2015 г. была завершена реконструкция 3 нефтегазохимических производств на предприятиях ООО "Ставролен", АО "Воронежсинтезкаучук" и ООО "Томскнефтехим". В сентябре 2015 г. в Ханты-Мансийском автономном округе был введен в эксплуатацию Южно-Приобский ГПЗ проектной мощностью переработки 0,9 млрд куб. м ПНГ в год.
В целом за 2015 г. было произведено 4,7 млн тонн крупнотоннажных полимеров (+14,6% к 2014 г.).
Задачи
В 2016 г. перед Минэнерго стоят следующие важные задачи по развитию газовой отрасли:
нам необходимо утвердить корректировку Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2035 г., включая Восточную газовую программу и Концепцию внутреннего рынка газа;
продолжить освоение Якутского центра газодобычи, включая строительство газотранспортной системы "Сила Сибири";
продолжить реализацию комплексного плана по развитию производства СПГ на полуострове Ямал (запуск 1-й очереди намечен на конец 2017 г.);
приступить к реализации "дорожной карты" по упрощению процедуры подключения новых потребителей к сетям газораспределения;
увеличить производство крупнотоннажных пластмасс до 5,1 млн тонн.
В рамках поручений, данных на Президентской комиссии по ТЭК, необходимо также:
продолжить работу по монетизации природного и попутного газа, добываемого независимыми производителями на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока;
проработать комплекс мер по стимулированию строительства новых заводов по производству сжиженного природного газа.
Угольная отрасль
Уважаемые коллеги,
угольная отрасль России сегодня в полной мере ощущает на себе действие неблагоприятной экономической конъюнктуры. За последние годы снизился рост мирового потребления угля и объемы его международной торговли, продолжается снижение мировых цен.
В этих условиях основной задачей угольных компаний стало повышение конкурентоспособности, удержание позиций на внутреннем и внешних рынках. Для этого осуществляется модернизация действующих мощностей и ввод новых, прежде всего в Кузбассе и на Дальнем Востоке, которые замещают убыточные и опасные производства.
В результате все последние годы наблюдается последовательное увеличение добычи и экспорта угля, рост его переработки, рост производительности труда и снижение травматизма.
Так, в 2015 г. было добыто 373,4 млн тонн (+4% к 2014 г.). Экспорт угля вырос на 1,2 млн тонн и составил 156 млн тонн, поставки угля на внутренний рынок в 2015 г. выросли до 179 млн тонн (+4,2% к 2014 г.).
Тем не менее основной проблемой угольных компаний остается ухудшение их финансово-экономических показателей, снижение инвестиционной активности. Причины сложного финансового состояния компаний – в снижении цен на экспортируемый уголь, высокий уровень закредитованности отрасли и растущая доля затрат на перевозку угля.
Доля транспортной составляющей в цене угля при экспорте в IV квартале 2015 г. составила 54,4%. Из нее доля ОАО РЖД (включая оплату порожнего пробега) – 43%, вагонная составляющая операторов - 11,4%.
При этом по прогнозам доля транспортной составляющей в цене угля увеличится и к концу 2016 г. может составить 72,6%. Доля ОАО РЖД (включая оплату порожнего пробега) – 57,4%, вагонная составляющая операторам – 15,2%.
Для исправления ситуации рассматриваются такие меры, как сдерживание роста тарифов на экспортные перевозки угольной продукции, а также переход на принципы долгосрочного тарифообразования на базе сохранения существующих принципов тарифной методологии Прейскуранта 10-01.
С целью сбалансированного развития производственного потенциала потребуется также разработать и реализовать Программу лицензирования угольных месторождений до 2020 г., упростить процедуру согласования отклонений от лицензионных соглашений и согласования проектной документации, а также проработать механизмы перехода на технологические принципы нормирования вредных выбросов, сбросов и обращения с вскрышными и вмещающими породами.
Безопасность
Еще одной важнейшей проблемой отрасли является повышение безопасности работ. Несмотря на большую работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере промышленной безопасности, проведенную за последние 6 лет (принято 60 нормативных актов), трагические происшествия в отрасли все еще остаются возможными. У всех на слуху, например, недавняя трагедия на шахте "Северная".
Для решения этой проблемы необходимо:
продолжить совершенствование нормативной базы и технического регулирования по промышленной безопасности и охране труда;
задействовать механизмы стимулирования импортозамещения для закупок отечественного оборудования, обеспечивающего безопасность работы шахт;
улучшить качество профессиональной подготовки занятых на подземных работах и членов ВГК.
Кроме названных мной задач, в 2016 г. нам предстоит:
провести анализ производства на особо опасных шахтах и подготовить предложения по их функционированию,
продолжить выполнение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности,
завершить выполнение первой очереди первого этапа Комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт в Кузбассе,
провести актуализацию программных документов угольной промышленности.
Хочу отметить, что эти и другие вопросы развития угольной промышленности были подробно рассмотрены на этой неделе на специальном совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева и по ним уже даны соответствующие поручения.
Электроэнергетика
Что касается электроэнергетики, в прошлом году нашими основными задачами мы определили:
повышение доступности энергетической инфраструктуры,
переход к долгосрочному рынку мощности,
создание регуляторной базы рынка тепла,
развитие ВИЭ.
И, конечно, важнейшим событием 2015 г. в электроэнергетике стала интеграция энергосистемы Крыма в Единую энергосистему России.
В декабре 2015 г. со значительным опережением плановых сроков был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс энергомоста совокупной мощностью 400 МВт. Работа российских энергетиков, в результате которой была прорвана энергоблокада полуострова, заслужила высокую оценку Президента и Правительства Российской Федерации.
Ввод в эксплуатацию второго этапа энергомоста, который снимет проблему энергодефицита на полуострове, намечен на май 2016 г.
Хочу еще раз поблагодарить всех участников этой важной работы за профессионализм и самоотверженность.
ОЗП
Одним из важнейших направлений деятельности Минэнерго является контроль подготовки и прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода. По предварительным оценкам, в 2015 г. количество аварий на электрических станциях установленной мощностью 25 МВт и выше снизилось на 5% к уровню 2014 г., а на объектах электрических сетей номинальным напряжением 110 кВ и выше – на 13% к 2014 г.
Показатели
Что касается показателей, то, учитывая текущие экономические условия, отрасль показала неплохую динамику. Выработка электроэнергии составила 1 050 млрд кВт-ч. (+0,2% к 2014 г.), ввод новой мощности по России – 4,9 ГВт (прирост – 2,9 ГВт). За 4 года генерация была обновлена на 10% – ведено 22,6 ГВт.
Модернизация генерирующего оборудования позволила в прошлом году снизить удельные расходы на отпуск электрической энергии с 319,8 г. до 317,6 грамм у. т./кВт-ч. Достигнутые показатели являются минимальными за последнее пятнадцать лет. В стоимостном выражении экономия топлива составила более 3,5 млрд руб. от уровня 2014 г.
Рынок тепла
Стратегически важным для развития электроэнергетики является совершенствование модели рынка теплоснабжения. В 2015 г. Минэнерго России разработало и в марте прошлого года внесло в Правительство Российской Федерации законопроект поэтапного перехода на новую модель регулирования системы отношений и ценообразования по методу "альтернативной котельной". В III квартале 2016 г. законопроект рассмотрит Государственная дума.
Утверждено 22 схемы теплоснабжения городов с население более 500 т человек, осталось – 4 (Челябинск, Кемерово, Красноярск, Тюмень). Прошу представителей регионов обратить на это внимание и в этом году завершить эту работу.
КОМ
Несколько слов о совершенствовании процедуры конкурентного отбора мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Ключевое событие 2015 г. – запуск новой модели КОМ на оптовом рынке, которая использует эластичную кривую спроса на мощности. Отбор теперь производится по ценовым зонам, а не по зонам свободного перетока, что обеспечивает оптимальную работу рынка и вывод неэффективных генерирующих мощностей из эксплуатации. Снизился объем вынужденной генерации. К 2019 г. планируется вывод порядка 10 ГВт неэффективной мощности.
Долгосрочный рынок мощности с проведением отбора мощности на 4 года вперед позволяет поставщикам и потребителям осуществлять долгосрочное планирование операционной и инвестиционной деятельности.
Техприсоединение
Благодаря работе по совершенствованию нормативно-правовой базы удалось существенно продвинуться в направлении повышения доступности энергетической инфраструктуры.
По сравнению с прошлым годом количество этапов подключения к электрическим сетям в Москве и Санкт-Петербурге сократилось до 3, значительно снизилась стоимость подключения. Индекс надежности электроснабжения потребителей электрической энергии в Москве и Санкт-Петербурге получил, согласно результатам рейтинга Doing Business, максимально возможную оценку 8 баллов.
Обращаю внимание, что задача, которую необходимо решать в этом году – Минэнерго совместно с "Россетями", субъектами РФ – распространить этот опыт на другие субъекты РФ.
Электросетевой комплекс
В ходе реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации Минэнерго России совместно с ФАС России и ПАО "Россети" продолжило работу по повышению эффективности работы электросетевых компаний, развитию конкурентной среды и снижению неплатежей.
В частности, для снижения операционных расходов был пересмотрен уровень потерь ТСО и утверждена методика определения операционных расходов на базе сравнительного анализа. Кроме того, постановлениями правительства были утверждены новые критерии ТСО и количественные показатели, направленные на повышение надежности и безопасности энергоснабжения потребителей. Эти меры направлены на снижение перекрестного субсидирования и сокращение числа неэффективных сетевых организаций (с 4 тыс. до 3 тыс.).
Ряд задач по развитию электросетевого комплекса, включая изменения нормативно-правовой базы по стимулированию потребителей и ТСО к оптимальному использованию сетевой мощности и по нормативам цен типовых технологических решений строительства, сохраняет актуальность и в этом году.
На недавнем совещании у председателя правительства рассматривались системные меры по улучшению финансово-экономического состояния ПАО "Россети". В том числе был принят ряд решений, по которым в короткие сроки будут подготовлены предложения по внесению изменений в нормативную базу, это давно назревшие меры
по оптимизации загрузки неиспользуемой сетевой мощности,
по введению ограничения на заключение договоров оказания услуг по передаче электроэнергии прямых потребителей с организацией ЕНЭС путем установления для таких потребителей соответствующих критериев.
Неплатежи
Для снижения уровня неплатежей, значение которых на оптовом рынке на конец 2015 г. составило 52,6 млрд руб., а на розничном - 180,8 млрд руб., по инициативе Минэнерго разработан законопроект, который в ноябре 2015 г. принят Государственной думой (307-ФЗ).
Закон предусматривает:
установление размера неустойки за несвоевременную оплату энергоресурсов;
уточнение действующих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей энергоресурсов;
увеличение административной ответственности за самовольное подключение к сетям и безучетное потребление электроэнергии и иных энергетических ресурсов.
В целях реализации норм федерального закона в 2016 г. будут подготовлены соответствующие проекты актов Правительства Российской Федерации. Прошу эту работу ускорить профильным департаментам.
Инвестиции
В 2015 г. Минэнерго России издало 52 приказа об утверждении инвестиционных программ (корректировок инвестиционных программ) субъектов электроэнергетики.
Основными тенденциями при утверждении инвестиционных программ в 2016 г. стали их оптимизация в условиях ограничений доступных источников финансирования и повышение эффективности реализации. Особое внимание мы уделили мероприятиям по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям и подготовке к прохождению ОЗП.
ВИЭ
2015 г., без сомнения, можно назвать годом прорыва в области реализации программы развития ВИЭ, утвержденной в 2013 г. правительством.
За год в России построены 11 солнечных электростанций общей мощностью 55 МВт и ветроэнергетический комплекс в п. Усть-Камчатск на Дальнем Востоке (0,9 МВт). Построен завод фотоэлементов ООО "Хевел" в Новочебоксарске.
Повышение интереса инвесторов к ВИЭ позволило отобрать на КОМ в 2015 г. 17 генерирующих объектов ВИЭ с совокупной мощностью 1445,64 МВт, с плановым сроком ввода до 2019 г.
Задачи
Ключевыми задачами электроэнергетики на 2016 г. являются:
завершение интеграции энергосистемы Крыма, завершение строительства энергомоста и новой генерации;
совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование вывода неэффективной мощности;
повышение прозрачности деятельности энергосбытовых компаний и расчетов за поставленную электроэнергию, совершенствование организации учета э/э;
внедрение конкурентной модели розничных рынков электроэнергии;
оптимизация модели оптового рынка электроэнергии и мощности;
повышение эффективности использования сетевой инфраструктуры;
корректировка генсхем размещения объектов электроэнергетики до 2035 г.;
подготовка к ОЗП 2016/2017 гг. и повышение надежности его прохождения; формирование системы нормативно-правового регулирования вопросов надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.
Энергоэффективность
Что касается еще одной нашей важной задачи – развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в прошлом году продолжилось внедрение соответствующих показателей в государственные программы РФ.
В 2015 г. впервые подготовлен и опубликован государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, содержащий комплексный анализ реализации государственной политики в этой области.
Начат переход на обязательное ежегодное энергетическое декларирование государственных и муниципальных учреждений, а также органов государственной власти и муниципального самоуправления.
Также нашими государственными компаниями были разработаны и утверждены корпоративные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Считаю приоритетной задачей разработку таких программ не только компаниями с госучастием и регулируемыми организациями, но и всеми компаниями в ТЭК.
Уважаемые коллеги!
В силу высокой степени интегрированности российского ТЭК в мировую экономику международная деятельность является одним из ключевых направлений деятельности министерства.
Наши основные задачи:
развитие взаимовыгодного торгового сотрудничества со всеми странами в энергетической сфере (92 МПК, 8 возглавляет министр) и укрепление позиций российских энергетических компаний на рынках зарубежных стран в рамках двухсторонних отношений;
формирование общих энергетических рынков в рамках Евразийского экономического союза;
содействие реализации международных проектов в рамках "восточного вектора" государственной энергетической политики с целью повышения эффективности экономической интеграции и роста поставок энергоресурсов на рынки АТР;
создание международно-правовых и политических условий для обеспечения бесперебойного транзита российских энергоресурсов европейским потребителям, а также создания новой международной транспортной инфраструктуры для снижения транзитных рисков;
расширение и укрепление диалога на площадках различных международных организаций и объединений.
В 2015 г. в Москве, по инициативе Минэнерго, впервые состоялась встреча министров энергетики стран БРИКС. На ней был подписан меморандум о взаимопонимании в области энергосбережения и повышения энергоэффективности между странами.
В условиях падения цен на нефть по российской инициативе запущены консультации по ситуации на мировом рынке нефти между странами ОПЕК и крупными производителями нефти – не членами ОПЕК.
Кроме того, ведется диалог по линии ФСЭГ, IRENA, АТЭС, рабочей группы по устойчивой энергетике G20 и др.
И, конечно, важное направление – это продвижение российской позиции при подготовке итоговых документов многосторонних мероприятий высокого уровня в рамках международных организаций.
Открытость
Уважаемые коллеги!
В завершение своего доклада хочу подчеркнуть, что вся работа Минэнерго ведется в соответствии с концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти. Так,
социально-значимая информация Минэнерго размещается в формате "открытых данных",
обеспечены общественный мониторинг правоприменения и проведение независимой антикоррупционной экспертизы,
ведется работа с референтными группами,
наиболее важные документы проходят обсуждение в Общественном совете при Минэнерго России.
В рамках состоявшихся в течение года 4-х заседаний Общественного совета и ряда заседаний рабочих групп осуществлялся анализ корректировок государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", а также проводилась корректировка Энергетической стратегии России на период до 2035 г.
Кроме того, традиционно Общественный совет принимает содержательное участие в подведении итогов работы министерства за прошедший год. Так, накануне коллегии, в середине марта, членам Общественного совета были представлены доклады о результатах деятельности Минэнерго России за 2015 г. и ключевые цели и задачи на 2016 г. Данные цели и задачи были поддержаны Общественным советом.
Я выражаю искреннюю признательность членам Общественного совета, всем представителям задействованных общественных организаций за совместную продуктивную работу.
Уважаемые коллеги!
Подводя итог выступлению, хочу сказать, что, несмотря на достигнутые позитивные результаты, объективно текущая ситуация в отраслях ТЭК остается непростой. Все обозначенные в докладе внутренние и внешние вызовы продолжают оставаться и в 2016 г.
В этих условиях для сохранения потенциала отраслей ТЭК, повышения конкурентоспособности нам всем нужно консолидировать усилия для повышения эффективности работы и решения стоящих перед отраслями ТЭК задач.
Призываю к этому и работников министерства, и представителей отраслевого, экспертного и научного сообщества.
Рассчитываю, как и прежде, на ваш профессионализм, понимание ситуации и поддержку".