Министр нефти Индии заявил о том, что страну вполне устраивают котировки на уровне $45-50 за баррель. На таких уровнях местная добыча приносит разумную прибыль, а потребители защищены от негативных эффектов чрезмерно дорогой нефти.
Крупнейшие экспортеры нефти, от России до Саудовской Аравии, заявляют о том, что необходимо вернуть котировки к "норме" - порядка $80 за баррель. Все потребители углеводородов скромно молчат. За одним исключением: Индия (кстати, 4-й крупнейший потребитель в мире) озвучила общую позицию - слишком дорогая нефть не нужна.
Однако Индия - большая страна, в ней есть различные группы влияния и собственная (весьма мощная) нефтяная промышленность. Глава Минэнерго Дхармендра Прадхан заявил о том, что сейчас идеальный рынок для покупателя, коим является Индия, но низкие котировки создают целую серию проблем для национальных добывающих компаний. Власти разрываются между двумя задачами: защитить потребителя и привлечь инвестиции в местную нефтяную промышленность.
Это действительно серьезная дилемма, ведь Индию никак не назовешь чистым импортером: почти треть своих нужд в углеводородах страна удовлетворяет за счет собственного производства. Такие гиганты, как ONGC, хотели бы видеть свой главный продукт подороже.
Тем не менее большая часть (70%) импортируется, и Прадхан на этом фоне рассуждает о плюсах "новой нормы", то есть об относительно низких котировках нефти. При текущих ценах покупатель получает редкую возможность диктовать условия продавцу.
По темпам роста потребления нефти Индия собирается опередить Китай, а по общим объемам - Японию. Эксперты МЭА подсчитали: по результатам текущего года Индия выйдет на уровень 4,2 млн баррелей в день и станет третьим крупнейшим потребителем в мире. Во II квартале 2015 г. Индия уже опережала Японию, но к концу года Страна восходящего солнца все же взяла верх.
Премьер-министр Нарендра Моди поставил перед Минэнерго задачу: нарастить добычу внутри страны и снизить зависимость от импорта на 10% к 2022 г. Министр энергетики признает, что для достижения такой амбициозной цели понадобится интенсивная разведка, а для разведки, в свою очередь, нужны "разумные" цены. При этом уже неясно, является цена в $45-50 "разумной" и для потребителей, и для компаний или нужно искать новый компромисс - на уровнях чуть повыше.
В Индии не только потребителям нравятся низкие цены на нефть: даже добывающие компании находят в них некие свои плюсы. Например, госкомпания ONGC, пользуясь текущей конъюнктурой рынка, планирует существенно нарастить свою долю в сибирских проектах "Роснефти". Однако, когда ONGC станет полноценным партнером, а часть добытых углеводородов - ее собственным товаром, в интересах самой же компании будет продать такой товар подороже.