Как считают в крупнейшем банке Германии, вскоре трейдеры начнут массовую разгрузку нефти, хранящейся на море. Но процесс (с учетом продаж) может растянуться на полгода, поэтому степень его влияния на цены – отдельный вопрос.
На мировом рынке нефти может появиться новый фактор, способный оказать давление на котировки. По оценкам Deutsche Bank, в обозримой перспективе с танкеров на сушу переместят 31 млн баррелей нефти с целью продажи.
Дело в том, что на рынке пропадает эффект контанго. Стоимость долгосрочных фьючерсов нефти превышала стоимость краткосрочных – было выгодно подержать сырье в плавучем хранилище и продать его попозже. Сейчас все меняется.
Ставки аренды танкеров и страхования грузов постепенно растут. Котировки сорта Brent, напротив, уперлись во временный потолок. Эксперты Deutsche Bank считают, что трейдеры, не успевшие продать нефть, хранящуюся на море, начнут получать убытки уже в июле текущего года.
По оценкам банка, общий объем нефти, хранящейся на танкерах, составляет 157 млн баррелей. 31 млн баррелей, который может быть реализован, – это 20% от обозначенного объема. Как утверждают в германском банке, продавать будут по принципу last in, first out: в первую очередь трейдеры избавятся от самой дорогой нефти, купленной с начала февраля по текущий момент.
Многое будет зависеть от интенсивности распродаж. Сроки реализации нефти могут составить от 3 до 6 месяцев. В зависимости от этого рынок получит от 165 тыс. до 330 тыс. дополнительных баррелей в день. Deutsche Bank советует открывать короткие позиции по сорту Brent, то есть играть на понижение.
Тем не менее Deutsche Bank не прогнозирует масштабного падения по всему мировому рынку нефти. Одним из эффективных инструментов защиты от рисков по Brent могут быть длинные позиции по WTI. Американские НПЗ завершают сезонную профилактику, и спрос на западнотехасский сорт нефти с их стороны может вырасти на 700 с лишним тысяч баррелей в день уже к этому июню.
Эксперты призывают не оценивать прогнозы и расчеты Deutsche Bank по сорту Brent однозначно. Когда запасы на суше достигли рекордного уровня и нефть стали грузить на танкеры, многие считали это фактором падения цен. Теперь нефть планируют разгружать, и это тоже якобы должно вызвать падение цен.
Трактовка статистики – дело сложное. Например, в США количество нефтяных буровых установок увеличилось ровно на 1 штуку. Впору назвать это стагнацией, но американские СМИ говорят исключительно о росте.
Разгрузка нефтяных танкеров, которая затянется на 3 месяца, а то и на полгода, вряд ли сможет стать ключевым фактором на мировом рынке углеводородов. Для определения дальнейшей динамики цен стоит продолжать ждать встречи ОПЕК и прочих экспортеров нефти, которая должна состояться 17 апреля в Дохе.