Дефицит и долговая нагрузка региональных бюджетов в 2016 г. возрастут на 40% из-за сжатия налоговой базы и негибкости расходной части бюджета. Покрытие растущего дефицита осуществят за счет банковских и бюджетных кредитов. Прогнозируемый объем долга составит 2,4 трлн руб., отмечается в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), созданного в 2015 г. при участии Центробанка РФ.
Большинству регионов пока удается выдерживать нагрузку социальных расходов на фоне экономического спада и замедления темпов роста налоговых поступлений без существенного ухудшения кредитоспособности, констатирует АКРА.
Агентство отмечает:
— Стагнация экономики замедлила темпы роста налоговых доходов регионов. Интенсивный рост в условиях кризиса невозможен (темп роста реального ВВП составил 3,8% в 2015 г.), а ресурс экстенсивного роста близок к исчерпанию.
— Регионам удалось сохранить контроль над социальной частью бюджета: доля социальных расходов стабилизировалась на уровне 2014 г., доля расходов на развитие не сократилась.
— Продолжительное сокращение капитальных расходов ЖКХ – сиюминутная мера, способная в перспективе стать барьером для экономического роста и ухудшить инвестиционный климат.
— Выделение бюджетных кредитов позволило отсрочить долговой кризис регионов. На текущий момент долговая нагрузка оценивается как значительная, но управляемая. Риск долгового портфеля будет во многом определяться доступностью бюджетного финансирования.
Риск дефолта регионов не уменьшается
Необходимость выполнения социальных инициатив федерального центра привела к росту долга субъектов, в первую очередь его коммерческой составляющей.
В частности, в период 2013-2015 гг. объем банковских кредитов рекордно вырос на 40% при практически неизменном объеме государственных ценных бумаг, что косвенно свидетельствует о сокращении сроков погашения регионального долгового портфеля.
Динамика последних двух лет показывает замедление темпов роста коммерческого долга субъектов до 16% в 2014 г. и 5% в 2015 г. по сравнению с рекордными 40% в 2013 г.
Это произошло благодаря возможности наращивания объема бюджетных кредитов (+70% за период 2013-2015 гг.) как более дешевого источника финансирования дефицита в период роста ставок и сжатия долгового рынка.
Рост доли бюджетных кредитов положительно сказывается на кредитном качестве совокупного долгового портфеля субъектов и в краткосрочной перспективе позволяет рассчитывать на то, что большинству регионов удастся избежать экстренного рефинансирования или реструктуризации коммерческой задолженности.
"Однако, учитывая перспективы роста дефицита консолидированного бюджета регионов, мы ожидаем роста совокупного долга регионов до 2,4 трлн руб. к концу текущего года. Мы предполагаем, что финансирование дефицита будет осуществлено в большей степени за счет привлечения коммерческих, нежели бюджетных кредитов, в силу того что объем предоставления последних не увеличивается", - прогнозирует АКРА.
Растет зависимость от слабеющих доходов регионов
Доля общегосударственных расходов (включая оборону и национальную безопасность) стабильно составляет 4,5% на протяжении 2012-2015 гг.
В результате опережающего роста доходов по сравнению с расходами дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ сократился с 414 млрд руб. в 2014 г. до 106 млрд руб. в 2015 г. (без учета Крымского федерального округа).
"Ситуация в 2016 г. будет схожей. В условиях стагнации налоговых доходов и невозможности снижения социальных расходов мы ожидаем рост дефицита бюджетов до 148 млрд руб. при стабильной структуре расходов бюджета", - отмечается в исследовании АКРА.
Рост доходов региональных бюджетов в 2015 г. обеспечивался за счет приращения налоговых и неналоговых источников доходов, доля которых демонстрировала постоянный рост и к 2015 г. достигла 80% в консолидированном бюджете субъектов РФ.
Темпы роста доходов снизились: рост поступлений от налога на прибыль в 2015 г. составил 7,3% (14,4% в 2014 г.), поступления от налога на доходы физических лиц увеличились на 5,4% в 2015 г. (17,4% в 2014 г.).
Подобная статистика свидетельствует о стагнации региональных экономик. Аналогичные тенденции ожидаются и в 2016 г.: по оценке АКРА, рост поступлений от налога на прибыль в консолидированный бюджет составит не более 4,5%, а рост поступлений от НДФЛ не превысит 3,5%.
Ряд других налоговых доходов регионов также демонстрируют стагнирующую динамику.
Поступления от федерального налога на товары (акцизы составляют 7% налоговых и неналоговых доходов) снижаются второй год подряд, что является следствием сокращения рынка алкоголя и отражает снижение покупательной способности. При этом рост регионального налога на имущество носит скорее экстенсивный характер и отражает стремление региональных властей компенсировать замедление темпов роста остальных налоговых статей доходов.
Региональный разрез динамики поступлений одной из главных составляющих бюджета – налога на прибыль – наглядно иллюстрирует последствия снижения цен на нефть, реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве и девальвации рубля, оказавшейся выгодной компаниям-экспортерам.
Лидерами роста стали следующие экономические районы: Дальневосточный, где половину прироста поступлений обеспечила Сахалинская область; Восточно-Сибирский за счет роста поступлений в Хакасии и Бурятии (энергетика) и Красноярском крае (цветная металлургия); Центрально-Черноземный за счет развития сельского хозяйства.