На прошлой неделе президент Трамп выступил с посланием «О положении дел в стране», в котором заявил о программе по развитию инфраструктуры стоимостью $1,5 трлн. Однако он умолчал о том, что в течение следующего десятилетия федеральное правительство предоставит крайне малый объем средств на восстановление разрушающихся мостов, рельсов, дорог и водных путей Америки.
План Трампа рассчитан на то, что власти штатов и местные власти в тандеме с частными инвесторами выделят необходимые для развития проектов средства.
Учитывая, что необходимо проводить капитальный ремонт разрушающейся инфраструктуры страны, федеральное правительство готово выделить в течение следующего десятилетия $200 млрд, при этом, оставшиеся $1,3 трлн должны будут выделить власти штатов, городов и частные компании.
Однако как именно должна работать инфраструктурная программа Трампа, остается загадкой. Государственные чиновники в сфере транспорта предупредили, что местные власти должны уделить значительное внимание повышению налогов и сборов, чтобы финансировать подобные проекты.
И чтобы представить максимально полноценную картину происходящего, ARTBA недавно опубликовала шокирующий отчет, в котором отмечается, что более 50 тыс. мостов по всей стране расцениваются как «структурно несовершенные».
Их длина в совокупности составляет 1216 миль – это расстояние между Майями и Нью-Йорком, отметила ARTBA. Автомобили, грузовики и школьные автобусы проезжают по этим 54 259 «структурно несовершенным мостам» 175 млн раз в день. Так что это просто вопрос времени, когда очередной Mississippi River Bridge рухнет в воду.
Вот основные пункты из отчета:
54 259 из 612 677 мостов страны расцениваются как «структурно несовершенные». Американцы пересекают эти «структурно несовершенные» мосты 174 млн раз в день. Средний период эксплуатации «структурно несовершенного» моста составляет 67 лет, по сравнению с 40 годами эксплуатации мостов, которые находятся в удовлетворительном состоянии. Один из трех (226 837) мостов США нуждается в ремонте. Один из трех (17 726) автомагистральных мостов между штатами нуждается в ремонте.
Элисон Блэк, главный экономист ARTBA, заявила: «Темпы усовершенствования учета структурно несовершенных мостов в прошлом году в стране замедлились. Снижение составило всего две десятых процента от числа, указанного в данных правительства в 2016 году. При нынешних темпах проведения ремонта или замены мостов потребуется 37 лет, чтобы все исправить».
Также она добавила, что автомобильные пробки обошлись в $60 тыс. в 2017 году из-за снижения производительности и топлива, что «увеличивает расходы на все, что мы покупаем или экспортируем».
Наиболее структурно несовершенные мосты расположены в штатах Айова (5 067), Пенсильвании (4 173), Оклахоме (3,234), Миссури (3,086), Иллинойсе (2 303), Небраске (2,258), Канзасе (2,115), Миссисипи (2,008), Северной Каролине (1854) и Нью-Йорке (1834).
Меньше всего структурно несовершенных мостов в округе Колумбия (8), Невада (31), Делавэр (39), Гавайи (66) и Юта (87).
По меньшей мере, 15% мостов в шести штатах попадают под категорию «структурно несовершенных» - Род-Айленд (23%), Айова (21%), Западная Вирджиния (19%), Южная Дакота (19%), Пенсильвания (18%) и Небраска (15%).
В 2007 году I-35W Mississippi River Bridge в Миннеаполисе рухнул во время утреннего час-пика, автомобили и грузовики упали в воду, 13 человек погибло, 145 получили ранения. Несмотря на этот печальный инцидент, 10 лет спустя прогресса в отношении улучшения инфраструктуры мостов не наблюдается.
Президент Трамп, несомненно, слишком раздул предполагаемый объем финансирования инфраструктурной программы до $1,5 трлн, однако это тот вопрос, который администрация Трампа должна решить безотлагательно в отношении 50 тыс. «структурно несовершенных» мостов по всей Америке, прежде чем рухнет очередной мост.
И если задаться вопросом о положительных последствиях расходов на инфраструктуру в форме фискальных «стимулов» в темные дни Великой рецессии в 2009 году и 2010 году, они практически не оказали никакого эффекта.
И все же стоит задаться вопросом, в чем причины беспокойства по поводу расходов на инфраструктуру? Расходы на инфраструктуру и ее влияние на экономику стали основными тезисами, о которых говорил Трамп до своего выступления, равно как и кейнсианские предубеждения, что эти расходы смягчили серьезность Великой рецессии и, вероятно, обеспечили бы экономический подъем в будущем.
Предполагается, что нынешние уровни расходов на государственную инфраструктуру недостаточно велики, поэтому дороги, мосты, аэропорты, поезда и водные пути сегодня в довольно удручающем состоянии. Но если бы это было так, более точный вывод заключался бы в том, что расходы на государственную инфраструктуру являются одной из самых крупных афер века.
Это не так. Дело в том, что расходы федеральных властей, властей штатов и местных властей на транспортную инфраструктуру составляют десятки миллиардов долларов в месяц. Как показано в таблице, эти расходы выросли до более чем $25 млрд в месяц в 2011 году в период расцвета QE2. Эта цифра только выросла с течением времени, поскольку средние расходы за последние два года составляли чуть менее $30 млрд в месяц.
Ежемесячные государственные расходы на инфраструктуру в США превышают годовой ВВП Парагвая. Ежегодно на инфраструктуру тратится больше, чем на ВВП Гонконга.
Если бы инфраструктурные расходы способствовали экономическому росту, экономика США была бы Империей Инков наших дней. Но здесь можно поспорить, потому что промышленные революции в прошлом происходили на фоне того, что у большой массы рабочих силой изымали часть их благосостояния для финансирования новых автомагистралей, каналов и железных дорог.
Это не так. Промышленная революция перешла из Англии в США, потому что капитал получил большую защищенность в последних, а не в первой.
Потребовалась бы прогрессивность XX века и самонадеянность национального государства, чтобы транспортные функции вошли в область картелей государственного сектора. Это должно быть исключением, а не правилом.
Откровенно говоря, Трамп продвигает вопрос, о котором не раз упоминал во время предвыборной кампании. В то время реакция была двоякой. С одной стороны, если ФРС должны потратить миллиарды долларов, то лучше пусть они остаются внутри страны, чем идут за границу. С другой стороны, сосредоточение внимания кандидата Трампа на расширении инфраструктуры противоречило его критике правящего класса.
Так почему режим сфокусирован на инфраструктуре? На ум приходит пара вариантов.
Во-первых, расходы на инфраструктуру, по крайней мере, очевидны. Например, когда налогоплательщики видят данные о миллиардах долларов, потраченных в Афганистане, это воспринимается как игра с нулевой суммой. За исключением «мостов, ведущих в никуда», многие считают, что внутренние расходы на инфраструктуру приносят хотя бы некоторую чистую выгоду - даже когда они признают невиданный объем расходов.
Федеральное правительство уже давно испытывает трудные времена, оправдывая свое существование в мире после Холодной войны. Инфраструктура сегодня может служить пропагандистской цели сегодня, также как космическая гонка была определенной целью в 1960-х годах.
Во-вторых, способность направлять десятки миллионов долларов в политически важные регионы страны - это находка для правящего класса, который зависит от поддержки ключевых групп.
Учитывая, что в инфраструктурных проектах чаще всего используется большое количество местных работников, эти расходы служат для государства основой народной поддержки со стороны большого класса рабочих, чьи средства к существованию в настоящее время зависят от федеральных расходов.
Трамп действует в лучших традициях популизма, когда обращается к наиболее пострадавшим представителям нации. И он действует в худших традициях популизма, когда добавляет, что инфраструктурные расходы неконтролируемы, что привод к новому расколу в обществе между классами.
Почему так? В новую политическую эпоху разделенное, непродуктивное правительство является одним из немногих явлений, которое объединяет общество, в то время как правительство, которое объединилось за счет идей накопления благосостояния или проведения войн, включая расходы на инфраструктуру – разобщает общество.
Инфраструктура – это последствия накопления богатства, а не его причина. И непонимание этого момента – это путь в ад, а не к процветанию.