На заседании правительства РФ 12 июля руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин выступил с докладом на тему, каким образом в условиях экономических реформ финансовые рынки могут стимулировать приток инвестиций в производство. Напомним, что в майском указе президента Владимира Путина правительству была определена задача вывести российскую экономику в пятерку крупнейших экономик мира. Максим Орешкин рассказал, каким образом это можно сделать. В частности, такая задача может быть решена путем наращивания инвестиционного потенциала России и повышение объемов инвестиций в производство до уровня, равного не менее 25% ВВП. А по итогам 2017 года инвестиции в реальный сектор в России достигли только 21%. Таким образом, реальный сектор сталкивается с достаточно серьезным недоинвестированием. В связи с этим правительство поставило задачи не только федеральным Министерствам экономического блока — Минфину и Минэкономразвития, но также и Банку России.
Среди поставленных задач можно отметить следующие:
переход от нейтральной денежно-кредитной политики к стимулирующей экономический рост, в частности, путем обеспечения доступных кредитов малому бизнесу, доступной ипотеки, расширения программ проектного финансирования; обеспечение роста сбережений и притока накопленных средств в реальный сектор, в том числе путем расширения доступной линейки долевых и долговых ценных бумаг; сокращение доли государства в экономике, в том числе выход Банка России из капитала трех крупных санируемых банков, а в будущем — постепенная приватизация госпакетов акций крупных предприятий.Таким образом, правительство ставит перед Банком России задачи как перед регулятором денежно-кредитной политики, регулятором фондового и других финансовых рынков и регулятором банковской сферы, который иногда берет на себя обязанности по спасению некоторых крупных системообразующих банков. Выполнимы ли эти задачи? По оценкам Альпари, самой простой для выполнения является третья задача — выход ЦБ РФ из капитала санируемых банков. Когда балансы этих трех банков — «Открытие», «Промсвязьбанк» и «Бинбанк» — будут расчищены от плохих активов и обязательств, Центробанк РФ сразу же начнет процедуру выхода из капитала этих банков. Полагаем, что реальная доля государства в экономике с учетом того, что ЦБ РФ вошел в капитал санируемых банков, временно не превышает 50% вопреки заявлениям зарубежных экономистов, подсчитавших каким-то образом, что она составляет не менее 70%.
Что касается решения Центробанком двух первых задач, их выполнение будет зависеть не только от ЦБ, но и от ряда внешних факторов. Пока с учетом геополитической нестабильности, роста цен на бензин и связанных с ним инфляционных ожиданий ЦБ РФ временно не проводит стимулирующую монетарную политику, ключевая ставка пока остается на уровне 7,25%. Дальнейшее снижение ключевой ставки, от которой зависит доступность ипотеки и других кредитов, в том числе кредитов малому бизнесу, пока под вопросом. Поэтому Центробанк в ближайший год как минимум может находиться меж двух огней — правительства, требующего стимулирования бизнеса за счет доступных кредитов и самой экономики, которая пока не может обеспечить дешевые кредиты, достаточно существенно не увеличивая при этом инфляцию. По нашей оценке, из-за роста цен на бензин таргет ЦБ РФ и правительства по инфляции может быть не выполнен, инфляция может к концу года вырасти до 4,6–5% вместо прогнозируемых властями 4%.
Весьма интересной представляется задача по мобилизации сбережений населения на финансовые рынки, так как для этих целей может быть разработана новая линейка доступных финансовых инструментов, в том числе долевых бумаг, как рассказал в своем докладе Максим Орешкин. О каких бумагах идет речь — пока неясно, но кроме обыкновенных и привилегированных акций россиянам знаком еще один вид долевых бумаг — паи инвестиционных фондов. Что предложат новое правительство совместно с ЦБ РФ — неизвестно, хотя мы предполагаем, что, вероятнее всего, речь может пойти о появлении в России новых типов паевых фондов, а также о расширении линейки конвертируемых облигаций.
В принципе, все задачи, которые ставит правительство перед теми или иными ведомствами, выполнимы. Но нередко в процесс их выполнения вмешивается геополитика или неблагоприятные макроэкономические факторы. На наш взгляд, Минэкономразвития вместе с Центробанком и Минфином для улучшения инвестиционного климата в России следовало бы подумать об обеспечении стабильности обменного курса рубля или, по крайней мере, о том, как сделать менее чувствительным курс рубля не только к динамике цен на нефть, но и независимым от непредсказуемости решений, принимаемых в США как Конгрессом, так и президентом. Если рубль будет стабильным, а его курс фиксирован на некоем оптимальном для всех (и экспортеров, и отраслей, работающих на внутренний рынок) уровне, допустим в 60 руб. за доллар США, то приток инвестиций будет обеспечить гораздо легче, чем при высокой чувствительности к спекулятивной активности рубля. И, соответственно, задачи по контролю над инфляцией и обеспечению доступности кредитов реальному сектору Центробанку будет гораздо легче выполнять.