Как показывает следующая диаграмма моего коллеги Гордона Т. Лонга, рост интернет-технологий находит свое отражение в устойчивом, долгосрочном снижении уровня участия в рабочей силе, т.е. доли населения, активно работающего на рынке труда.
Часто повторяющаяся фантазия заключается в том, что каждая новая волна технологических инноваций создает рабочих мест больше, чем разрушает. Но не в этот раз: общее количество рабочих мест с полной занятостью не изменяется в течение многих лет, и большинство новых рабочих мест, которые были созданы, занимают позиции с низкой заработной платой и средней квалификацией, которые не могут сильно изменить пик производительности: такие как в розничном секторе или общепите.
Реальное богатство не создается печатаньем валюты или повышением стоимости акций, – оно создаётся за счёт повышения производительности. Как показывает следующая диаграмма, производительность стагнирует в течение многих лет. Это совокупная динамика, но мы можем догадаться, что низкопробные плоды автоматизации уже собраны, а возможное увеличение рабочих мест, которые по своей природе ограничены в производительности, является основными фактором стагнации/снижения общей производительности.
Я часто обсуждал производительность в рамках теории экономиста Майкла Спенса о мобильной и немобильной рабочей силе. Вы хотите автомат для розлива пива? Его создаёт мобильная рабочая сила, т.к. он может быть изготовлен в любой точке мира. Но если вы хотите пива из местной таверны, то его вам нальёт немобильная рабочая сила, т.к. это услуга, которая может предоставляться только локально.
Проблема заключается в немобильной рабочей силе, как правило, невосприимчивой к повышению производительности: даже самые опытные бармены могут наливать ограниченное количество пива и смешивать только определённое количество коктейлей в час. Розничный продавец может помочь только ограниченному количеству клиентов за определенный период, а садовник может обработать ограниченное количество площади за час и так далее.
И автоматизация теперь вступает в эти немобильные сферы труда с удвоенной силой. Секторы, в которых доминируют немобильные трудовые ресурсы, включают в себя такси, местные и дальние грузоперевозки, услуги доставки, курьерские услуги, розничную торговлю, рестораны, фаст-фуд и т.п.
Каждый из этих секторов на грани резкого разрушения из-за грядущей автоматизации. Самоуправляемые транспортные средства, доставка беспилотными летательными аппаратами, киоски для самообслуживания, роботизированные продавцы магазинов, которые имеют всю инвентарную складскую базу для ответов на любые вопросы клиентов, – список достижений в области автоматизации в данных секторах почти бесконечен.
Водителям необходимо повысить свою производительность. Расходы на оплату труда продолжают повышаться, особенно трудовые накладные расходы, такие как страхование здоровья и пенсии. Стоимость жизни продолжает расти, толкая вверх уровень зарплат.
Неминуемость повсеместной автоматизации
Если производительность труда не может быть увеличена, единственной альтернативой является повышение цен. Но количество потребителей, даже с высоким уровнем дохода, достигает своих пределов. Когда еда, стоящая ещё недавно $20 долларов, теперь стоит $30, – потребители начинают выбирать более дешевые альтернативы.
Корпорации и малые предприятия могут лишь урезать издержки производства и удерживать цены на одном уровне до тех пор, пока не исчезнет прибыль.
А что автоматизация? Новые технологии в настоящее время предоставляют предприятиям инструменты для повышения производительности в этих ранее низкозатратных немобильных секторах.
Хотя мы и можем вместе с остальными работниками волноваться из-за данной потребности повышения производительности и, как следствие, снижения оплаты труда, у работодателей нет выбора: это инновации, автоматизация, а иначе смерть.
Даже муниципальные и государственные учреждения и подрядчики, до сих пор невосприимчивые к растущим трудовым и накладным расходам, уже ощущают острую необходимость в автоматизации в качестве средства выживания, поскольку дефициты бюджетов увеличиваются, а налогоплательщики восстают против роста налогов.
Уже нет безопасных секторов, потому что рост расходов приводит к гибели экономики. Здравоохранение – это уходящий поезд, и все возможности для увеличения расходов исчерпаны: мы даже не можем позволить себе ограниченную программу медобслуживания, которую имеем сейчас, а тем более медобслуживание для всех.
И речь идёт не только о низкоквалифицированных рабочих мест, которые были уничтожены. Посмотрите на автоматизацию финансовых услуг и торговлю. В ближайшем будущем, если вы захотите получить человеческое обслуживание (в прямом смысле, т.е. сервис от человека), вам придётся заплатить дополнительно – если оно вообще будет доступно.
Существует самоусиливающаяся динамика исчезновения рабочих мест и стагнации заработной платы. Поскольку домохозяйства получают меньший доход, они должны «затягивать пояса», ещё больше оказывая давление на правительство и частные компании, чтобы создавать больше с меньшими затратами на рабочую силу.Учитывая выбор между более дешёвым автоматизированным сервисом и более дорогостоящими людскими трудовыми ресурсами, 95% потребителей придётся выбирать автоматизированный сервис.
Если фаст-фуд в автоматизированном киоске будет стоить $5, а в точке, обслуживаемой человеком – $6, что, по-вашему, выберет большинство покупателей? Человеческий фактор в предоставлении услуг не требует особого внимания, взаимодействие с человеком не имеет большого значения для клиента, поэтому они не желают платить за это премию.
То же самое относится к большинству немобильных секторов. Поэтому грядущая гибель рабочих мест будет монументальной, непреодолимой и долгосрочной!
По материалам zerohedge.com
БКС Экспресс