Основная проблема - транспортировка на мировые рынки. Если крупные экспортеры пшеницы перевозят 25-50 тысяч тонн кораблями, то Казахстан везет лодками 3-5 тысяч тонн. Такое образное сравнение привел глава Зернового союза РК Нурлан Оспанов.
И это несмотря на то, что страна входит в первую десятку мировых производителей пшеницы. Из июльского обзора Международного совета по зерну следует, что в этом году аграрии Казахстана ожидают получить 13,2 млн тонн пшеницы. Внутренняя потребность - около 6,1 млн тонн с учетом кормовых и закладки на семена. На экспорт планируется 7,8 млн тонн.
Основные потребители отечественной пшеницы - страны Средней Азии, Афганистан, Иран и Китай. Выйти на глобальный мировый рынок можно, но дорого и большая конкуренция. До российско-украинского конфликта наши зерновики перевозили свою продукцию через порты России, да и то по остаточному принципу.
Через Транскаспийский маршрут вывезти в больших объемах в ближайшее время не получится из-за инфраструктуры портов. Чтобы выйти к мировом морям надо пройти перевалку через 3 порта в двух странах. Каждая перевалка - дополнительные расходы.
Проблема аграриев сейчас не как выйти на мировой рынок, а удержаться на традиционных экспортных рынках. В этом году в России ожидается хороший урожай зерновых. Ограничения на экспорт приведут к снижению цен на российское зерно и этот объем может выйти на рынки Средней Азии, Ирана и Китая.
Глава Зернового союза также посетовал на непростые отношения с зарубежными партнерами. По его словам, страны-импортеры не рассматривают Казахстан в качестве предсказуемого контрагента. Причина - бесконечные моратории на вывоз зерновых.
«Нельзя вмешиваться в рынок, нужно создавать платежеспособный спрос, чтобы на рынке оставались и переработчики, и экспортеры. Только тогда будет конкуренция и справедливая цена», – считает Нурлан Оспанов.