В «Газпроме» не видят никаких оснований для изменения закона об экспорте газа и предупреждают, что тема о недискриминационном доступе к трубопроводу «Сила Сибири» муссируется «Роснефтью». «Газпром» в мае 2014 года подписал договор с китайской CNPC на поставку по газопроводу «Сила Сибири» в Китай 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет. В сентябре 2014 года «Газпром» начал строить первый участок газопровода от Чаяндинского месторождения в Якутии до границы с Китаем протяженностью около 2200 км. В начале 2015 года Минэнерго РФ в своей презентации отмечало, что «Роснефть» и другие независимые производители газа смогут получить доступ к газотранспортной системе «Сила Сибири» в 2020–2025 годах после завершения работ на первом участке. Ведомство тогда подчеркивало, что газ независимых поставщиков будет поставляться только на внутренний рынок. При этом «Роснефть» добивается возможности экспортировать газ по «Силе Сибири» и готова поставлять в Китай 16 млрд кубометров газа ежегодно.
Для начала надо вспомнить историю. В начале нулевых годов очень остро стоял вопрос выплаты внешних долгов, особенно в 2003 году. Зарплаты в государственном секторе и пенсии в России были смехотворны. И государство сделало все, чтобы вернуть природную ренту в бюджет. Это касалось не только «Роснефти», которая, поглотив активы «ЮКОСа», стала национальной нефтяной компанией, но и «Газпрома». Мало кто помнит, но тогда российское государство даже не имело в капитале газового холдинга прямого контроля. Он достигался за счет пакета казначейских акций, которым голосовал менеджмент. В результате нескольких сделок в 2005 году прямой контроль был восстановлен, плюс была законодательно закреплена монополия на экспорт трубопроводного газа. После этого были сняты ограничения на оборот акций газового холдинга. Они были допущены к торгам на ММВБ и в РТС. Были также сняты все ограничения на покупку акций «Газпрома» для нерезидентов. В результате котировки акций «Газпрома» взлетели в 2005-2006 годах с $2,5 до $13.
Однако с тех пор сильно изменилась структура российского нефтегазового сектора. Экспортная монополия, однозначно, выглядит, как пережиток прошлого. Рано или поздно «Газпрому» придется поделиться экспортной монополией с другими ключевыми игроками сектора. Удерживать рыночные позиции за счет административного ресурса, мягко сказать, плохой выбор. Это должны понимать и в Кремле, и в Белом доме. С нашей точки зрения, было бы правильным предоставить экспортные квоты всем крупным игрокам отрасли. Размер квот должен быть пропорционален доли компаний в общенациональной добыче. В противном случае, можно ставить вопрос выделения газотранспортной системы в отдельную компанию, по аналогии с «Транснефтью».
Если решение об экспортных квотах будет принято, то это станет мощным фактором роста капитализации «Роснефти», однако вряд ли разбудит серьезных «медведей» в «Газпроме». Газовый холдинг аномально дешев. Его оценка, вероятно, является прямым следствием транзитных рисков и украинского кризиса.