Ряд эмитентов поднял ставки купонов по своим облигациям. Вот только зачем, если торгов нет, деньги инвесторов «заперты» и не могут уйти во вклады?
Однако, хотя торги на фондовом рынке приостановлены, но погашения и купонные выплаты по облигациям идут. Более того: рынок облигаций Мосбиржи работает в режиме «Выкуп: Адресные заявки» с расчетами в рублях. Этот режим позволяет проводить операции по офертам. Про оферты читайте также здесь и здесь.
А по выпускам с безотзывной офертой инвесторы имеют право в заранее определенные даты предъявить облигации к досрочному погашению. То есть, по таким выпускам инвесторы вполне могут забрать сейчас свои деньги из облигаций и вложить их в более прибыльные вклады или под подушку. Даже несмотря на отсутствие торгов.
Однако это невыгодно многим эмитентам. Особенно из тех сфер, которые сильнее всего подвержены дефициту ликвидности — банковский, лизинговый, микрофинансовый.
Переменный купон спасает?
Обычно облигации с безотзывной офертой имеют переменный купон. Этот инструмент позволяет эмитенту управлять поведением инвесторов. Например, если эмитент хочет, чтобы инвесторы предъявили облигации к оферте, то для очередного купонного периода он намеренно уменьшит ставку купона, вплоть до символической 0,1%. А если эмитент хочет удержать инвесторов в своих облигациях, то, наоборот, повысит ставку на предстоящий купонный период.
Кто уже повысил ставку купона из-за риска оферты?
Это целый ряд российских компаний.
ДОМ.РФ
ДОМ.РФ — ведущий эмитент ипотечных облигаций. Он установил ставку 26-го купонного периода по облигациям А15 на уровне 22,5%. Это, кстати, выпуск с госгарантией РФ. По 22-му купонному периоду бондов серии БО-05 банк установил ставку на уровне 21,5%.
«Пионер Лизинг»
Всего у компании в обращении 4 выпуска облигаций на сумму 1,15 млрд руб. По трем из этих выпусков предусмотрены безотзывные оферты, поэтому по ним эмитент существенно повысил ставку следующих купонных периодов. По БО-П01 — до 25% годовых, по БО-П03 и БО-П04 — до 26% годовых.
«РЕСО Лизинг»
Всего у компании в обращении 16 выпусков облигаций на сумму 63 млрд руб. Эта лизинговая компания фондируется в основном за счет облигаций. Уже повышена ставка купона по выпуску БО-01 до 24%. Причина — предстоящая оферта. Ближайшие оферты предстоят также по выпускам БО-04 и БО-П-03 — в мае-июне. По этим выпускам ставки, скорее всего, тоже будут повышены.
Бизнес-модель лизинговой компании такова, что рост и развитие бизнеса почти полностью зависят от источников фондирования. Чем выше у компании доступ к заемным средствам, тем лучше. Поэтому среди лидеров отрасли можно встретить множество банковских «дочек». Для небанковских лизинговых компаний важное место в фондировании занимают облигационные заемные средства.
Судя по всему, сейчас лизинговые компании оказались в крайне тяжелом положении из-за санкций. А также из-за высокого уровня процентных ставок. Ведь рентабельность бизнеса очень сильно зависит от стоимости фондирования. То, под какой процент компания сможет занять денег — это, грубо говоря, себестоимость ее услуг. И рост ставок, который происходит сейчас на рынке — не лучший расклад для данного сектора. Стоимость фондирования закладывается в стоимость финансовой аренды для клиентов компании, а значит, потенциально способствует снижению спроса на услуги лизинга.
Наконец, вероятен дефицит ликвидности в банковском секторе, а значит, ограниченные возможности фондирования через кредитные линии.
Кто еще повысит ставку купона?
Ставка переменного купона определяется самим эмитентом. Но бывают еще и плавающие купоны, по которым ставка привязывается к какому-то рыночному индикатору. Например, к ключевой ставке. И по выпускам с плавающей ставкой эмитент будет вынужден скорректировать доходность облигаций.
Это уже произошло, например, с Сибнефтехимтрейд. Компания выплачивает купоны ежемесячно по формуле «ключевая ставка + 6,5%». Таким образом, эмитент был вынужден установить ставку 3-го купона облигаций БО-02 на уровне 26,5%. При этом право на досрочное погашение выпуска компания получит только с 25-го купонного периода.
Как вы думаете, потянут ли компании такие высокие купоны?
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.