В первом полугодии 2022 авторынок РФ буквально впал в кому: большинство иностранных поставщиков отказались сотрудничать с РФ. Оживать он начал только сейчас, в основном за счет китайских брендов. Выбор у россиян пока в целом небольшой: «Гранты» без подушек безопасности и ABS (антиблокировочной системы), «китайцы» или «серые» иномарки из ЕС и Японии.
Китайский автопром захватывает российский рынок
Бюджетные машины и кроссоверы из Поднебесной в большом количестве везут на замену санкционным иномаркам. Их уже начали массово покупать каршеринги. Например, у Делимобиля появятся 150 автомобилей Chery Tiggo 4 — одного из самых популярных в этом году кроссоверов в РФ, который обгоняет по продажам KIA и Hyundai.
Российские автомобильные заводы работают вполсилы
АвтоВАЗ нашел на складах комплектующие и хочет выпустить небольшую партию Niva Legend с подушками безопасности, ABS и другими функциями, временно утерянными из-за ухода иностранных партнеров. Правда, полноценную замену пока не нашли даже для ABS, хотя эта система известна с 80-х, считается простой в производстве и почти не зависящей от электронных компонентов.
Та же беда и у отечественных компаний, выпускающих иномарки: пока одни производят «полуфабрикаты» на будущее, другие вообще поставили работу на паузу. Например, калининградский Автотор делает Hyundai и KIA, но в меньших объёмах, чтобы комплектующих хватило на июль и август.
Иран спешит на помощь: какие автомобили смогут собирать в России
Интересно, что альтернативы утерянным технологиям есть в Иране. Автомобили из исламской республики готовы собирать на заводе Москвич, сообщил руководитель центра «Иранцы за рубежом» Мирзаи Гази Аббас Мослем. Также иранские промышленники готовы работать в Елабуге и Набережных Челнах. Производить машины планируют под брендами «Победа» и «Волга».
Кроме того, у Ирана есть лицензии Mercedes, Peugeot и Renault, не затронутые последним пакетом санкций против иранской автомобильной отрасли. Технологии относительно свежие, их импортировали в республику 5-7 лет назад.
Где же купить авто в июле 2022 года?
Сейчас выбор у россиян небольшой: китайские машины, отечественный автопром либо остатки европейских и японских иномарок. Правда, цены на Toyota, BMW и другие популярные бренды на 63-66% выше досанкционных.
Есть и еще варианты:
-
Брать на вторичном рынке. Стоимость машин 2019-2020 года выпуска сейчас на 10-15% ниже, чем у новых.
-
Надеяться на серых поставщиков. Правда, иномарки, ввезенные по параллельному импорту, будут дороже и, вероятно, лишатся гарантии производителя. Кроме того, придется искать к ним запчасти и сервисные центры на замену официальным.
Журналист Михаил Беляков, редактор Никита Марычев